Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




СЗЗ: вчера - сегодня - завтра

25.10.2019 21:52:00

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования – санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

До 2019 г. установление данной зоны для предприятий являлось обязательным и регулировалось Постановлением Главного госсанврача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изм. и доп. от: 10 апреля 2008 г., 6 октября 2009 г., 9 сентября 2010 г., 25 апреля 2014 г.). Согласно данному документу устанавливалась предварительная СЗЗ, т.е. при установлении данной территории кадастровые работы не проводились и точные границы не устанавливались.

Все изменилось с принятием Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и ФЗ от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, вносящего изменений в Градостроительный кодекс РФ. Согласно вышеуказанным документам, заявление с приложениями об установлении санитарной зоны необходимо подать руководителями предприятий до 15 марта 2019 г.

В августе появился еще один закон на эту тему – ФЗ № 342: теперь заявление необходимо подать до 1 октября 2019 г., а вместо Правил утвердить Положение; был опубликован проект ПП РФ об отмене ПП РФ № 222 и утверждении Положения о СЗЗ. При этом срок, с которого так называемые недоустановленные (ориентировочные/приблизительные) СЗЗ перестанут быть актуальными (они аннулируются) не изменился, а именно: 1 января 2020 г.

До 1 января 2022 г. необходимо внести границы СЗЗ в ЕГРН, после чего возместить убытки правообладателям земельных участков, обремененных установлением СЗЗ.

Абсолютно очевидно, что подав заявление в сентябре 2019 г. никаких решений до конца года получено не будет, просто потому, что Рос-потребнадзор будет не в состоянии физически изучить и проверить все поданные материалы. Это понимают все, именно поэтому как следует из публикации в газете «Коммерсантъ» №167 от 16.09.2019: «Национальный союз производителей молока – «Союзмолоко» просит Минстрой пересмотреть сроки прекращения действия предварительных санитарно-защитных зон, которые истекают в конце 2019 г., поскольку многие компании могут не успеть установить новые СЗЗ из-за длительных процедур. Промышленники опасаются, что в это время санитарные территории могут застроить, и собственникам строений придется возмещать убытки. На сегодняшний день из 120 компаний, входящих в «Союзмолоко», только у двух предприятий такие зоны утверждены Роспотребнадзором. Ранее «Коммерсантъ» писал про аналогичные проблемы с СЗЗ крупных компаний, в частности, у металлургов и неф-тяников, бизнес жаловался среди прочего на жесткие ограничения на размещение строений в санитарных зонах и предупреждал о многомиллионных затратах, возникающих в связи с этим для компаний. Кроме того, в ОАО «РЖД» жаловались, что на разработку проектов таких зон для объектов компании потребуется около 103 млрд рублей, а общие расходы госмонополии могут «исчисляться триллионами рублей».

СЗЗ реализуют принцип «защиты расстоянием» и располагаются вокруг объектов, являющихся источниками вредного воздействия на здоровье людей. Размер СЗЗ определяется таким образом, чтобы за их пределами не было превышения показателей, установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В пределах границы санитарных зон категорически запрещается эксплуатация земельных участков для: «возведения жилых сооружений, в том числе зданий образовательного или медицинского характера, спортивных площадок и залов открытого типа, а также возведения детских оздоровительных лагерей». Садоводство и огородничество также находится под запретом.

В соответствии с внесенными поправками в ФЗ следует, что с 1 января 2020 г. ориентировочные расчетные территории прекратят свое существование, а все имеющиеся ограничения будут аннулированы.

Для собственников, которые не смогли в соответствии с действующим законодательством установить СЗЗ, предусмотрена возможность скорректировать свою деятельность таким образом, что действия конкретного отдельно взятого объекта не будут оказывать негативного воздействия на окружающую среду и население в частности.

Задача, надо сказать, не из легких, а для кого-то вообще не разрешимая, поскольку на сегодняшний день для многих производств, просто не разработаны эффективные технологии по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.

И вот тут стоит вернуться к публикации в газете «ПРВ» (№4, 2019) «НДТ – проблемы и задачи» в которой шла ссылка на слова Владимира Путина, который подчеркнул: «Экология, общая ответственность государства, общества, бизнеса за состояние окружающей среды, экологическое благополучие». Но там же подчеркивалось, что проблемы, которые уже возникли и еще появятся в будущем, пока не только не решены, но еще до конца и не сформулированы. А раз так, то о каком эффективном внедрении технологий, способствующих сокращению СЗЗ, может идти речь?

Проект СЗЗ разрабатывается для предприятия один раз и действует до тех пор, пока производственные процессы и уровень вредного воздействия объекта остаётся относительно неизменным. В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, меняющих уровень, производится корректировка проекта СЗЗ в составе разрабатываемой проектной документации. Но как указывалось выше процесс изменения санитарно-защитной зоны весьма трудоемкий и затратный, поэтому маловероятно, что собственники предприятий пойдут на этот шаг. А значит ограничения по использованию территорий, попавших в СЗЗ предприятий, могут оставаться даже тогда, когда предприятие не только не работает, но и ликвидировано как юридическое лицо, кто и за чей счет в данном случае будет снимать данные ограничения? В действующей редакции закон обязывает возмещать убытки землепользователям, чьи права ограничены, установленной СЗЗ. Но кто и как будет рассчитывать данные убытки, что брать за основу данных расчетов закон не разъясняет, а значит данная ситуация неизбежно приведет к огромному количеству судебных тяжб, что явно не улучшит инвестиционный климат страны.

Абсолютно очевидно, что снижение негативного влияния на окружающую среду, является одним из приоритетных направлений, направленных на улучшение качества жизни в России. Однако, помимо улучшения экологической ситуации в стране, полагаю, что любое решение должно быть взвешенным, для того, чтобы не снижалась производительность труда, и не сокращались рабочие места, но способствовало модернизации производства, которое в конечном итоге, привело бы к постепенному уменьшению экологических рисков.

Юлия ШМЕЛЕВА,

студентка 4 курса факультета Почвоведения МГУ,

инженер-эколог ООО «Нордик Титан»

 

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru