Поиск:

Экологическое образование в России

24.08.2016 15:27:00 

Представляемая на суд читателей газеты статья написана в рамках подготовки научно-информационных и информационно-аналитических материалов для проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». При его подготовке были использованы материалы Минобрнауки России.

В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов.

В 12 регионах действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры (в частности, в республиках Дагестан и Башкортостан, Саха (Якутия), Приморском и Камчатском краях, Ульяновской, Ивановской, Костромской, Волгоградской, Тюменской, Иркутской областях, Ханты-Мансийском АО). В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций, касающиеся вопросов экообразования.

Общеобразовательные организации

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Дошкольное образование. Что касается дошкольного образования, то во ФГОС, практически, нет никакого упоминания об экологии, однако в ряде программ дошкольного образования («Мир открытий», «От рождения до школы», «Истоки») выделены подразделы, связанные с экологическим образованием. В отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Определенные затруднения связаны и с новыми СанПиНами, которые ограничивают возможности контактов дошкольников с живой природой. Традиционно детские сады имели хорошо озелененные территории, что способствовало не только ознакомлению детей с природой, но и укреплению их здоровья. Сейчас наблюдается другая тенденция. Участки многих новых детских садов представляют собой площадки с синтетическим покрытием, пластиковым оборудованием и единичными растениями. Экообразование детей невозможно без их общения с миром природы. Объединение детских садов со школами, с одной стороны, способствует преемственности в реализации непрерывного экообразования, а с другой – руководство школ не всегда осознает возможности дошкольных отделений в этой сфере.

Приведем в качестве примера работу по экологическому дошкольному образованию в г. Москве. В 2015 г. воспитанники 650 дошкольных образовательных организаций города активно знакомились с окружающей природной средой, приобретали экологические знания, необходимые для жизни в современном городе, в ходе реализации парциальных программ и технологий, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста: «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Зеленая тропинка», «Росинка» и др.

Во все большем количестве ДОУ ежегодно отмечаются экологические праздники, в том числе День Земли, создаются «экологические паспорта» детских садов, которые помогают оценить, как качество окружающей среды учреждения, так и его возможности в области экообразования. Эти паспорта являются неофициальными документами и направлены, прежде всего, на изменение мышления педагогов, детей и родителей. В то же время «экологический паспорт» помогает ДОУ оценить свой потенциал в области экообразования и наметить перспективы развития. Поддержка «экологических паспортов» детских садов на официальном уровне позволит зародить в столице движение «Зелёных детских садов».

Однако если сравнивать современную ситуацию в целом по стране с предыдущими годами, то придётся констатировать, что в настоящее время экологическому образованию уделяется меньше внимания, чем раньше:

– за последние три года в детских садах упразднены должности педагогов-экологов, закрываются экологические комплексы, экологические комнаты, зимние сады, уголки природы, лаборатории, которые имели полнофункциональное значение (не только экологическое образование, но и психологическая разгрузка, познавательное, эмоциональное развитие ребёнка и т.п.);

– организуется гораздо меньше, чем в предыдущие годы, мероприятий, связанных с экологической тематикой (конференций, круглых столов, семинаров, тематических недель и т.п.);

– закрыты экспериментальные площадки и ресурсный центр, которые являлись центрами распространения инновационных идей в области экологического образования дошкольников.

Школьное образование. Начальное общее образование (1-4 классы) – предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» является обязательной. Изучение учебных предметов направлено на освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; одна из задач изучения окружающего мира – формирование уважительного отношения к населённому пункту, региону, России и природе.

Основное общее образование (5-9 классы) и среднее общее образование (10-11 классы) – предметные области «Естественнонаучные предметы» и «Общественнонаучные предметы» ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды. Содержание естественнонаучных предметов направлено на воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с частью 9 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, включены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, таких как:

– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования сказано, что «программа должна содержать описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся».

В старшей школе (стандарт среднего полного общего образования) предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета (базовый уровень) как предмета по выбору.

В 2015 г. начальная школа полностью перешла на ФГОС, и начался переход на ФГОС средней школы. В 2020 г. образовательные организации страны должны полностью перейти на ФГОС.

Согласно данным Межрегиональной ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию, экологическое образование реализуется в  отдельных общеобразовательных организациях страны фрагментарно в основном в дополнительном образовании – факультативные и элективные учебные курсы и внеурочная деятельность. Существует проблема подготовленности педагогов в сфере экообразования.

Для системной оценки состояния экологичес-
кого образования (и реализации ФГОС) необходимо регулярно проводить мониторинг экообразования в образовательных организациях России, однако, в настоящее время такой мониторинг не проводится.

 

Дополнительное образование детей

Основная деятельность по экообразованию и воспитанию ведётся не в рамках ФГОС или школьных курсов, а в рамках внеурочной деятельности, которая на настоящее время, практически не поддаётся учёту и систематизации. Экообразование в этих учреждениях реализуется преимущественно в следующих формах:

– по дополнительным образовательным программам эколого-биологической направленности;

– в системе массовых экологических мероприятий для обучающихся;

– в рамках каникулярных кампаний, включающих в себя экологические экспедиции, походы.

Использование потенциала дополнительного естественнонаучного образования детей является важной составной частью государственной политики в области охраны окружающей среды.

В соответствии с формой федерального статнаблюдения № 1-ДО на конец 2015 г. в сфере дополнительного образования детей функционировало 219 организаций эколого-биологической направленности, в которых занималось 206616 детей.

Федеральным детским эколого-биологическим центром Минобрнауки России в 2015 г. в рамках Всероссийского экологического фестиваля детей и молодежи «Земле жить!» были проведены следующие мероприятия:

– Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (при поддержке Минприроды России);

– Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (при поддержке Минприроды России);

– Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» под девизом «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» (совместно с Рослесхозом);

– Всероссийский конкурс «Юннат» (совместно с Минсельхозом России);

– Всероссийский слет юных экологов;

– Всероссийский слет школьных лесничеств (при поддержке Рослесхоза);

– Всероссийская специализированная экологическая смена для победителей и призёров.

Участвуя в мероприятиях Экофестиваля, учащиеся осуществляли актуальные направления экомониторинга такие как, биоиндикация загрязнения воздушной среды; оценка пожарного состояния лесов; изучение последствий пожаров для лесных экосистем; изучение состояния локальных популяций редких и охраняемых видов растений и животных, нахождение новых местообитаний «краснокнижных» видов; анализ степени загрязнения рек и водоёмов, родников; оценка качества воды; влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; мониторинг в лесных экосистемах.

Таким образом, дополнительное естественнонаучное образование детей вносит существенный вклад в региональные экологические исследования, профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку будущих специалистов в области экологии, охраны природы и природопользования.

В настоящее время наблюдается тенденция объединения эколого-биологических центров с организациями дополнительного образования других направлений. Однако практика показывает, что такое объединение негативно сказывается на системе дополнительного экологического образования.

Организации дополнительного образования детей естественной направленности позволяют выявлять, развивать и поддерживать талантливых, заинтересованных в экологическом образовании детей. В большинстве регионов России созданы центры по работе с одарёнными детьми, где школьников готовят  к различным интеллектуальным соревнованиям, и прежде всего, к всероссийской олимпиаде школьников по 24 предметам, в том числе и по экологии.

 

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Ежегодно (с 1994 г.) Минобрнауки России проводит Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В школьном этапе принимают участие школьники 5-11 классов, в муниципальном – 7-11 классов, в региональном и заключительном – 9-11 классов.

По данным Центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками, в 2015 г. в школьном и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников по экологии принимали участие десятки тысяч школьников. В региональном этапе олимпиады по экологии приняло участие 4017 человек (в 2014 г. – 3985), практически из всех субъектов РФ, кроме Чеченской Республики, Владимирской области и  Чукотского АО.  Если посмотреть на рис. 1, то видно, что последние 6 лет количество субъектов РФ не проводивших региональный этап Олимпиады по экологии сократился более, чем в 3,5 раза.

 

Больше всего школьников участвовало в региональном этапе Олимпиады в Москве (340), Самарской (166), Московской (123) и Челябинской (121) областях, в Санкт-Петербурге (117), республиках Мордовия (114) и Татарстан (105), а также в Тульской области (106) и Ставропольском крае (97).

В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2015 г., которая проходила в г. Смоленске, приняли участие 223 школьника из 57 регионов. Самую представительную команду школьников привезла Москва – 49 человек. Она же набрала и самое большое количество наград и призов – 18 юных москвичей стали победителями и призерами Олимпиады. Но если посмотреть в процентном отношении, то окажется, что лучше всего выступили школьники из Кировской области – все 5 участников были удостоены призов и наград, и Санкт-Петербурга (4 из 4), а также ребята из Чувашской Республики (10 из 11), республик Татарстан (11 из 13) и Башкортостан (6 из 10). Также неплохо выступили представители Новгородской (3 из 5), Волгоградской (3 из 4) и Свердловской (4 из 7) областей.

 

Среднее специальное образование

В техникумах и колледжах ведется подготовка по специальностям 280201 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 280711 – Рациональное использование природохозяйственных комплексов и 280704 – Природоохранное обустройство территорий.

По специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» готовят в 43 техникумах и колледжах на базе основного общего образования и в 28 – на базе среднего общего образования. Больше всего техникумов и колледжей по данной специальности в Свердловской области – 4, в Москве таких средних специальных учебных заведений (ссузов) 3, также как и в Иркутской области. Три ссуза в Алтайском крае, Нижегородской и Новосибирской областях готовят  специалистов исключительно на базе среднего общего образования.

По специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» готовят специалистов в 43 ссузах на базе основного общего образования и в 18 – на базе среднего общего образования. По три таких ссуза находятся в Москве, Мос-
ковской, Иркутской, Воронежской, Свердловской областях, Краснодарском крае и Республике Дагестан. В четырех ссузах принимают абитуриентов только на базе среднего общего образования – Алтайский и Приморский края, а также Нижегородская и Омская области.

По специальности «Природоохранное обустройство территорий» в стране имеется всего 6 ссузов, расположенных в Санкт-Петербурге, Воронежской, Новгородской, Саратовской и Челябинской областях, а также в Приморском крае. Причем ссуз в Воронежской области принимает исключительно после окончания средней школы.

Кроме перечисленных трех основных специальностей два ссуза готовят специалистов по «Гидрологии» (Иркутская и Ростовская области), а также 6 по «Метеорологии» – Краснодарский и Приморский края, а также Иркутская, Московская, Ростовская и Тульская области.

Опыт Росгидромета показывает, что когда отраслевой ссуз переходит в ведение Минобрнауки России, к сожалению, начинают работать чисто рыночные механизмы и уже через несколько лет такой ссуз трудно узнать, т.к. основной задачей его руководства становится введение обучения по наиболее востребованным специальностям за счет сокращения приема по основной отраслевой специальности. Так произошло с Майкопским гидрометеорологическим техникумом Росгидромета после передачи его Минобрнауки России. Кроме этого, территориальные органы Росприроднадзора должны оказывать посильную помощь ссузам, готовящим специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Высшее образование

Формирование у обучающихся специальных компетенций в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы направлений подготовки и специальностей (УГСН): 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии», 15.00.00 «Машиностроение», 24.00.00 «Авиационная и ракетно-космическая техника», 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», 18.00.00 «Химические технологии», 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».

ФГОС ВО по программам бакалавриата и по программам магистратуры в рамках некоторых направлений подготовки (специальностям), (например, «Международные отношения», «Торговое дело», «Государственное и муниципальное управление», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность») предусматривают освоение обучающимися компетенций в области экологического права (организация собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности; проявление экологической грамотности и использование базовых профессиональных знаний в жизненных ситуациях; овладение навыками сохранения и содействия обеспечению окружающей среды, умение соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и др.).

Во все ФГОС ВО включено требование обязательного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая направлена, в том числе, на формирование способности обучающихся действовать в условиях катастроф природного и техногенного характеров.

В настоящее время подготовка специалистов в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в рамках следующих направлений подготовки высшего образования по программам:

– бакалавриата: 05.03.06 «Экология и природопользование», 20.03.01 «Техносферная безопасность», 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»;

– магистратуры: 05.04.06 «Экология и природопользование», 20.04.01 «Техносферная безопасность», 20.04.02 «Природообустройство и водопользование»;

– специалитета – 20.05.01 «Пожарная безопасность»;

– подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: 19.06.01 «Промышленная экология и биотехнологии», 20.06.01 «Техносферная безопасность».

В настоящее время в 269 вузах осуществляется подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды в рамках указанных направлений подготовки, из них: 197 находятся в ведении Минобрнауки России, 35 – Минсельхоза России. Кроме того, в подготовке кадров для данной сферы участвуют вузы Правительства Российской Федерации, Росавиации, Росрыболовства, Росморречфлота, Росжелдора, а также негосударственные образовательные организации и вузы, подведомственные субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В настоящее время в рамках обозначенных направлений в соответствии с ФГОС всего обучается 72,5 тыс. человек, из них: по программам бакалавриата обучается 60,1 тыс. человек, по программам специалитета – 5,9 тыс. человек, по программам магистратуры – 6,4 тыс. человек.

Около 70% обучается на бюджете (38,9 тыс. студентов-очников и 9,5 тыс. студентов-вечерников и студентов-заочников).

Преимущественно подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в вузах Минобрнауки России – обучается 69,9% студентов от общей доли обучающихся в рамках данных направлений подготовки. В вузах Минсельхоза России обучается 17,8% студентов.

Минобрнауки России количественно обеспечивает подготовку кадров в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды.

С 2013 г. Минобрнауки России реализует новые принципы распределения контрольных цифр приема (КЦП), учитывающие потребности российской экономики в высококвалифицированных кадрах.

В формировании объемов и структуры КЦП активно участвуют ключевые работодатели субъектов Российской Федерации и центры ответственности (заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и объединения работодателей). Они направляют в Минобрнауки России свои предложения по объемам и структуре КЦП с учетом потребности экономики в кадрах и возможностей региональной образовательной сети.

Центрами ответственности за формирование объемов и структуры КЦП по УГСН 05.00.00 «Науки о земле» являются Минобрнауки России, Минсельхоз России, Рослесхоз и Ассоциация классических университетов России, по УГСН 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство» – Минобрнауки России, Минсельхоз России и МЧС России.

Минобрнауки России совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования и с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводит работу по актуализации ФГОС ВО и сопряжению их с профессиональными стандартами. Так, в 2015 г. утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 5 ФГОС ВО в области экологии и охраны окружающей среды, из них: 1 – по программам бакалавриата, 1 – по программам специалитета, 3 – по программам магистратуры.

Направление «Экология и природопользование». В соответствии с принятым в 1994 г. первым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования экологическое образование разделилось на два направления: фундаментальное – «Экология и природопользование» и техническое – «Защита окружающей среды». С 1994 и до 2013 гг. контроль за открытием в вузах страны подготовки студентов по направлению «Экология и природопользование» и методическую поддержку этих программ осуществлял Учебно-методический совет (УМС) по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию (председатель – академик РАН Н.С. Касимов). В дальнейшем открытие подготовки в вузах по данному направлению стало осуществляться непосредственно Минобрнауки России, а вхождение вузов в УМС стало добровольным.

По данным УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию число российских вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям («Экология», «Природопользование», «Геоэкология») и направлению «Экология и природопользование» постоянно росло (рис. 2).

Так, в 1995 г. таких вузов было всего 12, в 2004 г. – уже 139, а в 2009 г. – 148. С этого момента число вузов в стране стало сокращаться в связи с их объединением, что отразилось и на подготовке экологов. В 2011 г. число вузов, ведущих подготовку по направлению «Экология и природопользование», сократилось до 129 (в 2012 г. – 128 вузов). В 2015 г. УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию преобразован в УМС по направлению «Экология и природопользование» Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) «Науки о Земле» и в его составе осталось только 105 вузов.

УМС по экологии и устойчивому развитию в соответствии с ГОС ВПО второго поколения (дата принятия 10.03.2000 г.) до 2014 г. осуществлял  методическую поддержку трем специальностям – «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», а также направлению подготовки бакалавриата и магистратуры «Экология и природопользование». Среди специальностей наибольшую популярность получили две – «экология» и «природопользование» (рис. 3).

Причем в вузах России доминировала подготовка студентов по специальностям над бакалавриатом.

С утверждением Минобрнауки России ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Экология и природопользование» (бакалавриат – приказ № 795 от 22.12.2009 г., магистратура – приказ № 243 от 29.03.2010 г.) профессиональная экологическая подготовка студентов стала возможной только в рамках бакалавриата и магистратуры. Поэтому резко возросло число вузов, реализующих соответствующие программы. В 2015 г. по данным Минобрнауки России 268 вузов осуществляли подготовку по направлению бакалавриата «Экология и природопользование» и 92 вуза по данному направлению магистратуры (рис. 4).

С 2012 по 2015 гг. в несколько раза увеличилось число вузов, открывших подготовку по направлению бакалавриата и магистратуры 022000 «Экология и природопользование». Одновременно реализуется и второе направление профессионального экологического образования – техническое 280200 «Защита окружающей среды». Однако в 2015 г. число вузов, которые вели подготовку бакалавров по направлению «Защита окружающей среды» (75 вузов) было в 2,5 раза меньше, чем по направлению «Экология и природопользование» (268 вузов).

Программы высшего профессионального экологического образования открыты в вузах России практически повсеместно – от Калининграда до Сахалина. Но наибольшее число вузов, реализующих данную подготовку  находится преимущественно в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Так, по направлению «Экология и природопользование»  бакалавриат открыт в 18 вузах г. Москвы, в 9 вузах г. Санкт-Петербурга, в 9 вузах Тюменской области и 8 вузах Краснодарского края, в остальных регионах их значительно меньше (рис. 5).

Рис. 5. Количество вузов по субъектам РФ, готовящим специалистов по направлению «Экология и природопользование» (по состоянию на 01.01.2016 г.)

 

Направление бакалавриата «Защита окружающей среды» реализуется в 12 вузах г. Москвы, 6 вузах г. Санкт-Петербурга, 5 вузах Республики Башкортостан, в остальных значительно меньше.

В высшем профессиональном экологическом образовании по направлению «Экология и природопользование» наиболее актуальными в настоящее время являются две проблемы. Во-первых, большая часть вузов, открывших в 2013-2015 гг. подготовку по направлению «Экология и природопользование» не вошла в состав УМС по направлению «Экология и природопользование» ФУМО по УГСН «Науки о Земле», что может негативно отразиться на качестве реализации в них образовательных программ, так как они не получают централизованную методическую помощь и поддержку. Во-вторых, для дальнейшего совершенствования содержания профессиональной подготовки экологов необходима разработка профессионального стандарта «Эколог-природопользователь».

Переподготовка и повышение квалификации

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в области охраны окружающей среды ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в 2015 г. осуществлялись в 51 субъекте Российской Федерации.

Пять субъектов РФ – Республика Адыгея, Орловская, Омская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий АО – в 2015 г. в данном мероприятии не участвовали, в том числе из-за сокращения финансирования.

Прошли обучение и повышение квалификации более 1 тыс. госслужащих природоохранных ведомств 33 субъектов Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих природоохранных ведомств субъектов РФ в 2015 г.


Субъект РФ

Число слушателей

Хабаровский край

245

Пензенская обл.

121

Ханты-Мансийский АО

100

Респ. Марий Эл

67

Респ Саха (Якутия)

47

Кемеровская обл.

37

Респ. Башкортостан

35

Карачаево-Черкесская Респ.

30

Тамбовская обл.

29

Челябинская обл.

27

Вологодская обл.

23

Респ. Коми

22

Тверская обл.

20

Алтайский край

19

Липецкая обл.

17

Ростовская обл.

15

Респ. Хакасия

15

Новгородская обл.

14

Респ. Бурятия

14

Ставропольский край

14

Владимирская обл.

12

Кабардино-Балкарская Респ.

11

Кировская обл.

10

Мурманская обл.

10

Респ. Калмыкия

10

Удмуртская Респ.

8

Волгоградская обл.

7

Пермский край

7

Сахалинская обл.

7

Астраханская обл.

5

Брянская обл.

5

Самарская обл.

4

Респ. Северная Осетия-Алания

2


 

Ежегодно проводится обучение служащих в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в следующих субъектах Российской Федерации: республики Алтай, Крым, Чувашия, Краснодарский край, Амурская, Архангельская, Ивановская, Костромская, Курская, Ленинградская, Оренбургская, Смоленская, Ульяновская, Ярославская области, гг. Санкт-Петербург и Севастополь.

В 2015 г. в Республике Крым утверждена госпрограмма «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 гг., в рамках которой предусмотрена организация и проведение экологических конференций, семинаров, форумов на базе «Учебно-научного центра республики по экологии и природным ресурсам».

В г. Севастополе проведено мероприятие по повышению квалификации на тему «Правовое регулирование изучения, использования и охраны недр».

Во многих регионах повышение квалификации проводится на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по дополнительной профессиональной программе «Устойчивое развитие региона и реализация государственной политики в области экологического развития» (Владимирская обл.), по программе «Особенности реализации административного и уголовного права в сфере охраны, контроля и надзора за использованием животного мира» (Кемеровская обл.), по программе «Государственное управление природопользованием» (Ленинградская обл.) и др.

В Республике Коми проведено обучение специалистов, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), на базе Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова по программе: «Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды».

В Алтайском крае основной базой для повышения квалификации и переподготовки специалистов управления лесами Алтайского края является Бийский техникум лесного хозяйства. Кроме того, набирает темпы по подготовке специалистов лесной отрасли Алтайский государственный аграрный университет. Также на повышение квалификации направлены специалисты в ФАУ «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока» (г. Дивногорск, Красноярский край).

В Хабаровском крае повышение квалификации кадров в области охраны окружающей среды и природопользования по вопросам экологической безопасности и переподготовку осуществляли на базе Тихоокеанского государственного университета.

В Астраханской области повышение квалификации осуществлялось во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино, Московская обл.) по программе «Государственное управление лесами».

Сотрудники Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области профессиональную переподготовку и повышение квалификации проходили в рамках подпрограммы «Развитие системы государственной гражданской службы» государственной программы «Совершенствование системы государственного управления и государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2014-2017 годы».

В Смоленской области сформирована система профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности, к которой относятся филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске, Центр подготовки и переподготовки «ИНФОРМЭЛЕКТРО», частные учреждения дополнительного профессионального образования – учебный центр «Профессионал» и «ТехноКадры».

Е.В. КОЛЕСОВА, начальник Эколого-просветительского центра «Воробьевы горы», председатель центральной Предметно-методической комиссии по экологии Всероссийской олимпиады школьников, чл.-корр. РЭА, к.пед.н.

Л.В. ПОПОВА, д.пед.н., вед.н.с. Музея Землеведения МГУ

Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н., проф., директор НИА-Природа, Первый вице-президент Росэкоакадемии.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru