Экологическое образование в России
24.08.2016 15:27:00
Представляемая на суд читателей газеты статья написана в рамках подготовки научно-информационных и информационно-аналитических материалов для проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». При его подготовке были использованы материалы Минобрнауки России.
В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов.
В 12 регионах действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры (в частности, в республиках Дагестан и Башкортостан, Саха (Якутия), Приморском и Камчатском краях, Ульяновской, Ивановской, Костромской, Волгоградской, Тюменской, Иркутской областях, Ханты-Мансийском АО). В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций, касающиеся вопросов экообразования.
Общеобразовательные организации
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Дошкольное образование. Что касается дошкольного образования, то во ФГОС, практически, нет никакого упоминания об экологии, однако в ряде программ дошкольного образования («Мир открытий», «От рождения до школы», «Истоки») выделены подразделы, связанные с экологическим образованием. В отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Определенные затруднения связаны и с новыми СанПиНами, которые ограничивают возможности контактов дошкольников с живой природой. Традиционно детские сады имели хорошо озелененные территории, что способствовало не только ознакомлению детей с природой, но и укреплению их здоровья. Сейчас наблюдается другая тенденция. Участки многих новых детских садов представляют собой площадки с синтетическим покрытием, пластиковым оборудованием и единичными растениями. Экообразование детей невозможно без их общения с миром природы. Объединение детских садов со школами, с одной стороны, способствует преемственности в реализации непрерывного экообразования, а с другой – руководство школ не всегда осознает возможности дошкольных отделений в этой сфере.
Приведем в качестве примера работу по экологическому дошкольному образованию в г. Москве. В 2015 г. воспитанники 650 дошкольных образовательных организаций города активно знакомились с окружающей природной средой, приобретали экологические знания, необходимые для жизни в современном городе, в ходе реализации парциальных программ и технологий, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста: «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Зеленая тропинка», «Росинка» и др.
Во все большем количестве ДОУ ежегодно отмечаются экологические праздники, в том числе День Земли, создаются «экологические паспорта» детских садов, которые помогают оценить, как качество окружающей среды учреждения, так и его возможности в области экообразования. Эти паспорта являются неофициальными документами и направлены, прежде всего, на изменение мышления педагогов, детей и родителей. В то же время «экологический паспорт» помогает ДОУ оценить свой потенциал в области экообразования и наметить перспективы развития. Поддержка «экологических паспортов» детских садов на официальном уровне позволит зародить в столице движение «Зелёных детских садов».
Однако если сравнивать современную ситуацию в целом по стране с предыдущими годами, то придётся констатировать, что в настоящее время экологическому образованию уделяется меньше внимания, чем раньше:
– за последние три года в детских садах упразднены должности педагогов-экологов, закрываются экологические комплексы, экологические комнаты, зимние сады, уголки природы, лаборатории, которые имели полнофункциональное значение (не только экологическое образование, но и психологическая разгрузка, познавательное, эмоциональное развитие ребёнка и т.п.);
– организуется гораздо меньше, чем в предыдущие годы, мероприятий, связанных с экологической тематикой (конференций, круглых столов, семинаров, тематических недель и т.п.);
– закрыты экспериментальные площадки и ресурсный центр, которые являлись центрами распространения инновационных идей в области экологического образования дошкольников.
Школьное образование. Начальное общее образование (1-4 классы) – предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» является обязательной. Изучение учебных предметов направлено на освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; одна из задач изучения окружающего мира – формирование уважительного отношения к населённому пункту, региону, России и природе.
Основное общее образование (5-9 классы) и среднее общее образование (10-11 классы) – предметные области «Естественнонаучные предметы» и «Общественнонаучные предметы» ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды. Содержание естественнонаучных предметов направлено на воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с частью 9 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, включены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, таких как:
– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования сказано, что «программа должна содержать описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся».
В старшей школе (стандарт среднего полного общего образования) предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета (базовый уровень) как предмета по выбору.
В 2015 г. начальная школа полностью перешла на ФГОС, и начался переход на ФГОС средней школы. В 2020 г. образовательные организации страны должны полностью перейти на ФГОС.
Согласно данным Межрегиональной ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию, экологическое образование реализуется в отдельных общеобразовательных организациях страны фрагментарно в основном в дополнительном образовании – факультативные и элективные учебные курсы и внеурочная деятельность. Существует проблема подготовленности педагогов в сфере экообразования.
Для системной оценки состояния экологичес-
кого образования (и реализации ФГОС) необходимо регулярно проводить мониторинг экообразования в образовательных организациях России, однако, в настоящее время такой мониторинг не проводится.
Дополнительное образование детей
Основная деятельность по экообразованию и воспитанию ведётся не в рамках ФГОС или школьных курсов, а в рамках внеурочной деятельности, которая на настоящее время, практически не поддаётся учёту и систематизации. Экообразование в этих учреждениях реализуется преимущественно в следующих формах:
– по дополнительным образовательным программам эколого-биологической направленности;
– в системе массовых экологических мероприятий для обучающихся;
– в рамках каникулярных кампаний, включающих в себя экологические экспедиции, походы.
Использование потенциала дополнительного естественнонаучного образования детей является важной составной частью государственной политики в области охраны окружающей среды.
В соответствии с формой федерального статнаблюдения № 1-ДО на конец 2015 г. в сфере дополнительного образования детей функционировало 219 организаций эколого-биологической направленности, в которых занималось 206616 детей.
Федеральным детским эколого-биологическим центром Минобрнауки России в 2015 г. в рамках Всероссийского экологического фестиваля детей и молодежи «Земле жить!» были проведены следующие мероприятия:
– Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (при поддержке Минприроды России);
– Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (при поддержке Минприроды России);
– Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» под девизом «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» (совместно с Рослесхозом);
– Всероссийский конкурс «Юннат» (совместно с Минсельхозом России);
– Всероссийский слет юных экологов;
– Всероссийский слет школьных лесничеств (при поддержке Рослесхоза);
– Всероссийская специализированная экологическая смена для победителей и призёров.
Участвуя в мероприятиях Экофестиваля, учащиеся осуществляли актуальные направления экомониторинга такие как, биоиндикация загрязнения воздушной среды; оценка пожарного состояния лесов; изучение последствий пожаров для лесных экосистем; изучение состояния локальных популяций редких и охраняемых видов растений и животных, нахождение новых местообитаний «краснокнижных» видов; анализ степени загрязнения рек и водоёмов, родников; оценка качества воды; влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; мониторинг в лесных экосистемах.
Таким образом, дополнительное естественнонаучное образование детей вносит существенный вклад в региональные экологические исследования, профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку будущих специалистов в области экологии, охраны природы и природопользования.
В настоящее время наблюдается тенденция объединения эколого-биологических центров с организациями дополнительного образования других направлений. Однако практика показывает, что такое объединение негативно сказывается на системе дополнительного экологического образования.
Организации дополнительного образования детей естественной направленности позволяют выявлять, развивать и поддерживать талантливых, заинтересованных в экологическом образовании детей. В большинстве регионов России созданы центры по работе с одарёнными детьми, где школьников готовят к различным интеллектуальным соревнованиям, и прежде всего, к всероссийской олимпиаде школьников по 24 предметам, в том числе и по экологии.
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Ежегодно (с 1994 г.) Минобрнауки России проводит Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В школьном этапе принимают участие школьники 5-11 классов, в муниципальном – 7-11 классов, в региональном и заключительном – 9-11 классов.
По данным Центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками, в 2015 г. в школьном и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников по экологии принимали участие десятки тысяч школьников. В региональном этапе олимпиады по экологии приняло участие 4017 человек (в 2014 г. – 3985), практически из всех субъектов РФ, кроме Чеченской Республики, Владимирской области и Чукотского АО. Если посмотреть на рис. 1, то видно, что последние 6 лет количество субъектов РФ не проводивших региональный этап Олимпиады по экологии сократился более, чем в 3,5 раза.
Больше всего школьников участвовало в региональном этапе Олимпиады в Москве (340), Самарской (166), Московской (123) и Челябинской (121) областях, в Санкт-Петербурге (117), республиках Мордовия (114) и Татарстан (105), а также в Тульской области (106) и Ставропольском крае (97).
В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2015 г., которая проходила в г. Смоленске, приняли участие 223 школьника из 57 регионов. Самую представительную команду школьников привезла Москва – 49 человек. Она же набрала и самое большое количество наград и призов – 18 юных москвичей стали победителями и призерами Олимпиады. Но если посмотреть в процентном отношении, то окажется, что лучше всего выступили школьники из Кировской области – все 5 участников были удостоены призов и наград, и Санкт-Петербурга (4 из 4), а также ребята из Чувашской Республики (10 из 11), республик Татарстан (11 из 13) и Башкортостан (6 из 10). Также неплохо выступили представители Новгородской (3 из 5), Волгоградской (3 из 4) и Свердловской (4 из 7) областей.
Среднее специальное образование
В техникумах и колледжах ведется подготовка по специальностям 280201 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 280711 – Рациональное использование природохозяйственных комплексов и 280704 – Природоохранное обустройство территорий.
По специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» готовят в 43 техникумах и колледжах на базе основного общего образования и в 28 – на базе среднего общего образования. Больше всего техникумов и колледжей по данной специальности в Свердловской области – 4, в Москве таких средних специальных учебных заведений (ссузов) 3, также как и в Иркутской области. Три ссуза в Алтайском крае, Нижегородской и Новосибирской областях готовят специалистов исключительно на базе среднего общего образования.
По специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» готовят специалистов в 43 ссузах на базе основного общего образования и в 18 – на базе среднего общего образования. По три таких ссуза находятся в Москве, Мос-
ковской, Иркутской, Воронежской, Свердловской областях, Краснодарском крае и Республике Дагестан. В четырех ссузах принимают абитуриентов только на базе среднего общего образования – Алтайский и Приморский края, а также Нижегородская и Омская области.
По специальности «Природоохранное обустройство территорий» в стране имеется всего 6 ссузов, расположенных в Санкт-Петербурге, Воронежской, Новгородской, Саратовской и Челябинской областях, а также в Приморском крае. Причем ссуз в Воронежской области принимает исключительно после окончания средней школы.
Кроме перечисленных трех основных специальностей два ссуза готовят специалистов по «Гидрологии» (Иркутская и Ростовская области), а также 6 по «Метеорологии» – Краснодарский и Приморский края, а также Иркутская, Московская, Ростовская и Тульская области.
Опыт Росгидромета показывает, что когда отраслевой ссуз переходит в ведение Минобрнауки России, к сожалению, начинают работать чисто рыночные механизмы и уже через несколько лет такой ссуз трудно узнать, т.к. основной задачей его руководства становится введение обучения по наиболее востребованным специальностям за счет сокращения приема по основной отраслевой специальности. Так произошло с Майкопским гидрометеорологическим техникумом Росгидромета после передачи его Минобрнауки России. Кроме этого, территориальные органы Росприроднадзора должны оказывать посильную помощь ссузам, готовящим специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Высшее образование
Формирование у обучающихся специальных компетенций в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы направлений подготовки и специальностей (УГСН): 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии», 15.00.00 «Машиностроение», 24.00.00 «Авиационная и ракетно-космическая техника», 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», 18.00.00 «Химические технологии», 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».
ФГОС ВО по программам бакалавриата и по программам магистратуры в рамках некоторых направлений подготовки (специальностям), (например, «Международные отношения», «Торговое дело», «Государственное и муниципальное управление», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность») предусматривают освоение обучающимися компетенций в области экологического права (организация собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности; проявление экологической грамотности и использование базовых профессиональных знаний в жизненных ситуациях; овладение навыками сохранения и содействия обеспечению окружающей среды, умение соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и др.).
Во все ФГОС ВО включено требование обязательного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая направлена, в том числе, на формирование способности обучающихся действовать в условиях катастроф природного и техногенного характеров.
В настоящее время подготовка специалистов в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в рамках следующих направлений подготовки высшего образования по программам:
– бакалавриата: 05.03.06 «Экология и природопользование», 20.03.01 «Техносферная безопасность», 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»;
– магистратуры: 05.04.06 «Экология и природопользование», 20.04.01 «Техносферная безопасность», 20.04.02 «Природообустройство и водопользование»;
– специалитета – 20.05.01 «Пожарная безопасность»;
– подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: 19.06.01 «Промышленная экология и биотехнологии», 20.06.01 «Техносферная безопасность».
В настоящее время в 269 вузах осуществляется подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды в рамках указанных направлений подготовки, из них: 197 находятся в ведении Минобрнауки России, 35 – Минсельхоза России. Кроме того, в подготовке кадров для данной сферы участвуют вузы Правительства Российской Федерации, Росавиации, Росрыболовства, Росморречфлота, Росжелдора, а также негосударственные образовательные организации и вузы, подведомственные субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.
В настоящее время в рамках обозначенных направлений в соответствии с ФГОС всего обучается 72,5 тыс. человек, из них: по программам бакалавриата обучается 60,1 тыс. человек, по программам специалитета – 5,9 тыс. человек, по программам магистратуры – 6,4 тыс. человек.
Около 70% обучается на бюджете (38,9 тыс. студентов-очников и 9,5 тыс. студентов-вечерников и студентов-заочников).
Преимущественно подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в вузах Минобрнауки России – обучается 69,9% студентов от общей доли обучающихся в рамках данных направлений подготовки. В вузах Минсельхоза России обучается 17,8% студентов.
Минобрнауки России количественно обеспечивает подготовку кадров в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды.
С 2013 г. Минобрнауки России реализует новые принципы распределения контрольных цифр приема (КЦП), учитывающие потребности российской экономики в высококвалифицированных кадрах.
В формировании объемов и структуры КЦП активно участвуют ключевые работодатели субъектов Российской Федерации и центры ответственности (заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и объединения работодателей). Они направляют в Минобрнауки России свои предложения по объемам и структуре КЦП с учетом потребности экономики в кадрах и возможностей региональной образовательной сети.
Центрами ответственности за формирование объемов и структуры КЦП по УГСН 05.00.00 «Науки о земле» являются Минобрнауки России, Минсельхоз России, Рослесхоз и Ассоциация классических университетов России, по УГСН 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство» – Минобрнауки России, Минсельхоз России и МЧС России.
Минобрнауки России совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования и с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводит работу по актуализации ФГОС ВО и сопряжению их с профессиональными стандартами. Так, в 2015 г. утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 5 ФГОС ВО в области экологии и охраны окружающей среды, из них: 1 – по программам бакалавриата, 1 – по программам специалитета, 3 – по программам магистратуры.
Направление «Экология и природопользование». В соответствии с принятым в 1994 г. первым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования экологическое образование разделилось на два направления: фундаментальное – «Экология и природопользование» и техническое – «Защита окружающей среды». С 1994 и до 2013 гг. контроль за открытием в вузах страны подготовки студентов по направлению «Экология и природопользование» и методическую поддержку этих программ осуществлял Учебно-методический совет (УМС) по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию (председатель – академик РАН Н.С. Касимов). В дальнейшем открытие подготовки в вузах по данному направлению стало осуществляться непосредственно Минобрнауки России, а вхождение вузов в УМС стало добровольным.
По данным УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию число российских вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям («Экология», «Природопользование», «Геоэкология») и направлению «Экология и природопользование» постоянно росло (рис. 2).
Так, в 1995 г. таких вузов было всего 12, в 2004 г. – уже 139, а в 2009 г. – 148. С этого момента число вузов в стране стало сокращаться в связи с их объединением, что отразилось и на подготовке экологов. В 2011 г. число вузов, ведущих подготовку по направлению «Экология и природопользование», сократилось до 129 (в 2012 г. – 128 вузов). В 2015 г. УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию преобразован в УМС по направлению «Экология и природопользование» Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) «Науки о Земле» и в его составе осталось только 105 вузов.
УМС по экологии и устойчивому развитию в соответствии с ГОС ВПО второго поколения (дата принятия 10.03.2000 г.) до 2014 г. осуществлял методическую поддержку трем специальностям – «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», а также направлению подготовки бакалавриата и магистратуры «Экология и природопользование». Среди специальностей наибольшую популярность получили две – «экология» и «природопользование» (рис. 3).
Причем в вузах России доминировала подготовка студентов по специальностям над бакалавриатом.
С утверждением Минобрнауки России ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Экология и природопользование» (бакалавриат – приказ № 795 от 22.12.2009 г., магистратура – приказ № 243 от 29.03.2010 г.) профессиональная экологическая подготовка студентов стала возможной только в рамках бакалавриата и магистратуры. Поэтому резко возросло число вузов, реализующих соответствующие программы. В 2015 г. по данным Минобрнауки России 268 вузов осуществляли подготовку по направлению бакалавриата «Экология и природопользование» и 92 вуза по данному направлению магистратуры (рис. 4).
С 2012 по 2015 гг. в несколько раза увеличилось число вузов, открывших подготовку по направлению бакалавриата и магистратуры 022000 «Экология и природопользование». Одновременно реализуется и второе направление профессионального экологического образования – техническое 280200 «Защита окружающей среды». Однако в 2015 г. число вузов, которые вели подготовку бакалавров по направлению «Защита окружающей среды» (75 вузов) было в 2,5 раза меньше, чем по направлению «Экология и природопользование» (268 вузов).
Программы высшего профессионального экологического образования открыты в вузах России практически повсеместно – от Калининграда до Сахалина. Но наибольшее число вузов, реализующих данную подготовку находится преимущественно в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Так, по направлению «Экология и природопользование» бакалавриат открыт в 18 вузах г. Москвы, в 9 вузах г. Санкт-Петербурга, в 9 вузах Тюменской области и 8 вузах Краснодарского края, в остальных регионах их значительно меньше (рис. 5).
Рис. 5. Количество вузов по субъектам РФ, готовящим специалистов по направлению «Экология и природопользование» (по состоянию на 01.01.2016 г.)
Направление бакалавриата «Защита окружающей среды» реализуется в 12 вузах г. Москвы, 6 вузах г. Санкт-Петербурга, 5 вузах Республики Башкортостан, в остальных значительно меньше.
В высшем профессиональном экологическом образовании по направлению «Экология и природопользование» наиболее актуальными в настоящее время являются две проблемы. Во-первых, большая часть вузов, открывших в 2013-2015 гг. подготовку по направлению «Экология и природопользование» не вошла в состав УМС по направлению «Экология и природопользование» ФУМО по УГСН «Науки о Земле», что может негативно отразиться на качестве реализации в них образовательных программ, так как они не получают централизованную методическую помощь и поддержку. Во-вторых, для дальнейшего совершенствования содержания профессиональной подготовки экологов необходима разработка профессионального стандарта «Эколог-природопользователь».
Переподготовка и повышение квалификации
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в области охраны окружающей среды ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в 2015 г. осуществлялись в 51 субъекте Российской Федерации.
Пять субъектов РФ – Республика Адыгея, Орловская, Омская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий АО – в 2015 г. в данном мероприятии не участвовали, в том числе из-за сокращения финансирования.
Прошли обучение и повышение квалификации более 1 тыс. госслужащих природоохранных ведомств 33 субъектов Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих природоохранных ведомств субъектов РФ в 2015 г.
Субъект РФ |
Число слушателей |
Хабаровский край |
245 |
Пензенская обл. |
121 |
Ханты-Мансийский АО |
100 |
Респ. Марий Эл |
67 |
Респ Саха (Якутия) |
47 |
Кемеровская обл. |
37 |
Респ. Башкортостан |
35 |
Карачаево-Черкесская Респ. |
30 |
Тамбовская обл. |
29 |
Челябинская обл. |
27 |
Вологодская обл. |
23 |
Респ. Коми |
22 |
Тверская обл. |
20 |
Алтайский край |
19 |
Липецкая обл. |
17 |
Ростовская обл. |
15 |
Респ. Хакасия |
15 |
Новгородская обл. |
14 |
Респ. Бурятия |
14 |
Ставропольский край |
14 |
Владимирская обл. |
12 |
Кабардино-Балкарская Респ. |
11 |
Кировская обл. |
10 |
Мурманская обл. |
10 |
Респ. Калмыкия |
10 |
Удмуртская Респ. |
8 |
Волгоградская обл. |
7 |
Пермский край |
7 |
Сахалинская обл. |
7 |
Астраханская обл. |
5 |
Брянская обл. |
5 |
Самарская обл. |
4 |
Респ. Северная Осетия-Алания |
2 |
Ежегодно проводится обучение служащих в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в следующих субъектах Российской Федерации: республики Алтай, Крым, Чувашия, Краснодарский край, Амурская, Архангельская, Ивановская, Костромская, Курская, Ленинградская, Оренбургская, Смоленская, Ульяновская, Ярославская области, гг. Санкт-Петербург и Севастополь.
В 2015 г. в Республике Крым утверждена госпрограмма «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 гг., в рамках которой предусмотрена организация и проведение экологических конференций, семинаров, форумов на базе «Учебно-научного центра республики по экологии и природным ресурсам».
В г. Севастополе проведено мероприятие по повышению квалификации на тему «Правовое регулирование изучения, использования и охраны недр».
Во многих регионах повышение квалификации проводится на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по дополнительной профессиональной программе «Устойчивое развитие региона и реализация государственной политики в области экологического развития» (Владимирская обл.), по программе «Особенности реализации административного и уголовного права в сфере охраны, контроля и надзора за использованием животного мира» (Кемеровская обл.), по программе «Государственное управление природопользованием» (Ленинградская обл.) и др.
В Республике Коми проведено обучение специалистов, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), на базе Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова по программе: «Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды».
В Алтайском крае основной базой для повышения квалификации и переподготовки специалистов управления лесами Алтайского края является Бийский техникум лесного хозяйства. Кроме того, набирает темпы по подготовке специалистов лесной отрасли Алтайский государственный аграрный университет. Также на повышение квалификации направлены специалисты в ФАУ «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока» (г. Дивногорск, Красноярский край).
В Хабаровском крае повышение квалификации кадров в области охраны окружающей среды и природопользования по вопросам экологической безопасности и переподготовку осуществляли на базе Тихоокеанского государственного университета.
В Астраханской области повышение квалификации осуществлялось во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино, Московская обл.) по программе «Государственное управление лесами».
Сотрудники Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области профессиональную переподготовку и повышение квалификации проходили в рамках подпрограммы «Развитие системы государственной гражданской службы» государственной программы «Совершенствование системы государственного управления и государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2014-2017 годы».
В Смоленской области сформирована система профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности, к которой относятся филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске, Центр подготовки и переподготовки «ИНФОРМЭЛЕКТРО», частные учреждения дополнительного профессионального образования – учебный центр «Профессионал» и «ТехноКадры».
Е.В. КОЛЕСОВА, начальник Эколого-просветительского центра «Воробьевы горы», председатель центральной Предметно-методической комиссии по экологии Всероссийской олимпиады школьников, чл.-корр. РЭА, к.пед.н.
Л.В. ПОПОВА, д.пед.н., вед.н.с. Музея Землеведения МГУ
Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н., проф., директор НИА-Природа, Первый вице-президент Росэкоакадемии.