О Стратегии экобезопасности РФ
27.06.2017 20:02:00
2017 г
Данный документ является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на всех уровнях власти. На уровне главы государства документ признает следующее:
– 15% территории страны имеют неблагоприятную экологическую ситуацию;
– 74% населения страны подвергается существенному негативному воздействию;
– в городах с высоким уровнем загрязнения проживает 17,1 млн человек;
– только 11% от объема сбрасываемых в водные объекты России сточных вод являются нормативно очищенными;
– до 40% населения регулярно употребляют некачественную питьевую воду, вследствие чего преждевременная смертность увеличивается на 11 тысяч случаев, а заболеваемость на 3 млн случаев ежегодно;
– ухудшается состояние земель и почв. Общая площадь загрязненных земель составляет около 75 млн га;
– свыше 30 млрд тонн отходов уже накоплено и они являются источником опасности для жизни и здоровья 17 млн человек;
– ежегодно образуется 4 млрд т отходов и площадь занятой свалками отходов земель увеличивается ежегодно на 400 тыс. га;
– увеличивается износ основных производственных фондов, сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение территории страны, существенную опасность представляют собой последствия длительной эксплуатации объектов добычи и транспортировки нефти, увеличивается число природных и техногенных катаклизмов;
– в результате указанного не только ухудшается здоровье населения, но и экономические потери достигают 6% от ВВП.
Стратегия относит к целям государственной политики в этой сфере сохранение и восстановление природной среды, обеспечение ее надлежащего качества. Для реализации этих целей государство должно обеспечить следующее:
– предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, восстановление водных экосистем;
– уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах;
– повышение уровня утилизации отходов производства и потребления;
– ликвидация накопленного эковреда окружающей среде;
– предотвращение деградации земель и почв;
– сохранение биоразнообразия;
– смягчение негативных последствий изменения климата на компоненты окружающей среды.
К основным механизмам реализации указанного Стратегия относит формирование совместной системы технического регулирования и экобезопасности, проведение стратегической экооценки проектов, развитие института экоэкспертизы, лицензирования и нормирования, повышение эффективности эконадзора и мониторинга, стимулирование внедрения наилучших технологий, обеспечение населения экологической информацией, создание сети экологических фондов и т.д.
Следует отметить, что эти общие направления подкреплены конкретными механизмами оценки состояния экологической безопасности и контроля за их реализацией в регионах России, которые выражены следующими показателями (индикаторами):
– доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам и доля населения, которая там проживает;
– объем образования отходов на единицу ВВП;
– доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образования отходов;
– доля ликвидированных объектов накопленного эковреда;
– доля нарушенных земель в общей площади;
– доля ООПТ в общей площади;
– доля территорий, занятых лесами в общей площади.
Основными инструментами реализации вышеизложенных задач являются государственные и муниципальные программы с финансированием их из соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. В течение трех месяцев Правительство РФ обязано разработать план действий по реализации данной Стратегии, контроль за реализацией которой будет осуществлять Совет Безопасности РФ и Администрация Президента РФ. Указ прямо предусматривает обязанность Правительства РФ ежегодно представлять Президенту РФ доклад о состоянии экологической безопасности и м ерах по ее укреплению.
Стратегия особо подчеркивает необходимость повышения эффективности общественного экологического контроля и участия общественных организаций в реализации экологической политики на федеральном уровне и в регионах, что позволит активизировать общественное экологическое движение и привлечь широкие слои населения в массовое природоохранное движение.
Экология – это единственная сфера общественной жизни, которая напрямую влияет не только на все социальные группы общества, на все возрасты людей, а также на интересы будущих поколений и состояние самой дикой природы – основы нашего существования. Анализ современных аналитических данных показывает, что состояние окружающей среды в Российской Федерации продолжает ухудшаться во всех природных сферах: подземных и поверхностных водные объектах, атмосферном воздухе, почвах, растительном и животном мире. Образующиеся отходы производства и потребления покрывают несанкционированными свалками и захоронениями все большие площади, включая места неорганизованного отдыха населения. Отмечается рост плотности вредных физических воздействий (шум, вибрации, электромагнитное и радиационное излучение). Резко увеличилось число природных и техногенных катаклизмов, меняется, далеко не в лучшую сторону, климат на территории страны и мира.
Эти проблемы впервые были открыто признаны Госсоветом РФ 27 декабря 2016 г. и подтверждены «Стратегией экологической безопасности РФ на период до 2015 года». Данный документ прямо указывает в качестве причины катастрофической заболеваемости и преждевременной смертности населения страны именно состояние окружающей среды.
Пункт 35 Стратегии указывает на необходимость участия граждан и общественных объединений в проведении государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Аналогичные нормы содержат Конституция РФ и иные федеральные законы, которыми, кстати, ответственность за состояние окружающей среды возлагается на органы власти субъектов РФ. Итак, позиция федерального центра по вопросах охраны окружающей среды в Год экологии обозначена, но эти политические установки , как правило, не доходят до отечественного бизнеса, органов власти в регионах и органов местного самоуправления, вследствие чего коренного перелома в деле охраны природы в стране не происходит.
В сложившейся ситуации населению не остается ничего иного., как самому взяться за решение экологических проблем в стране и в регионах. Мы призываем граждан России приступить к конкретным практическим действиям по наведению санитарно-экологического порядка в своих субъектах Федерации, в городах и селах. Формами такого участия населения в охране окружающей среды могут быть:
– осуществление общественного экологического контроля за рациональным природопользованием и выполнением природоохранных мероприятий на местах и расходованием бюджетных средств, выделяемых на эти цели;
– участие в формировании и реализации экологической политики в регионах;
– исключение равнодушия, повышение требовательности в отношении соблюдения норм экологической культуры к себе и к окружающим;
– инициирование на местах проведения круглых столов, пресс-конференций и иных публичных мероприятий с обсуждением экологических проблем и путей их решения;
– создание общественных экологических организаций и инициативных групп;
– организация проведения общественных экологических слушаний и общественных экологических экспертиз по вопросам размещения вредных производств:
– обсуждение экологических вопросов в социальных сетях;
– инициирование массовых обращений в органы местного самоуправления, органы власти, правоохранительные и природоохранные органы по вопросам охраны окружающей среды с последующей заменой потока жалоб на поток судебных гражданских исков по возмещению ущерба окружающей среды и восстановлению нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду и т.д.
Все эти формы общественного участия разрешены федеральными законами и нужно лишь проявить гражданскую активность и принципиальность для защиты здоровья и прав наших детей на чистый воздух, воду , землю и иные рекреационные ресурсы.
Иного пути у нас нет, если мы хотим противопоставить алчности недобросовестных предпринимателей и отдельных безответственных чиновников, равнодушию части населения жизненно важные интересы всей нации, нашей с вами богатой и красивой страны.
А.К. ВЕСЕЛОВ,
председатель Союза экологов РБ