Поиск:

УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ В БАШКОРТОСТАНЕ

15.02.2018 21:28:00 

Согласно Плану мероприятий по проведению Года экологии в Республике Башкортостан (РБ) целевой показатель «доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления» в 2017 г. в республике перевыполнен более чем в 2 раза (61,0% при плане 26,2%).

Однако данная цифра лукаво не разделена на коммунальные и производственные отходы, поэтому проверить исполнение невозможно. В статданных по коммунальным отходам нет информации по увеличению процента сортировки, переработки и использования отходов за 2017 г. Обещанные две линии сортировки на 2017 г. так и не были запущены. В республике сортируется около 5 % от объема образующихся ТКО. Глубокой переработки отходов в республике почти нет и создание таких предприятий не поощряется.

Свалок на территории республики становится все больше. Фильтрат и свалочный газ на полигонах не собираются и не утилизируются. Из 47 бюджетных полигонов только 31 включены в Государственный реестр объектов по обращению с отходами (ГРОРО) (остальные – бросовые затраты бюджетных средств).

Ни одна свалка в республике не рекультивирована (не подтверждается проектной документацией, положительным заключением госэкпертизы или хотя бы актом сдачи-приемки рекультивированных земель).

Число имеющихся на территории республики несанкционированных свалок занижено Министерством экологии РБ ориентировочно в несколько раз. Не построены полигоны ТКО в Дуванском, Благоварском и Дюртюлинском районах, предусмотренные Планом Года экологии. Ни одного мусоросортировочного комплекса или мусороперегрузочной станции также не построено. Инвестиционная политика в сфере обращения с отходами – нулевая.

Ни одного нового объекта размещения опасных производственных отходов в РБ также не построено. Есть только захоронение опасных промотходов на полигонах (не имеющих гидроизоляции!), в том числе в пределах территории городов. К примеру, до сих пор продолжается эксплуатация и не принимается никаких мер по Цветаевскому полигону опасных химотходов в Гафурийском районе, по Михайловскому карьеру вблизи г. Салавата и др.

На протяжении последних десяти лет Минэкологии РБ, ответственное за безопасное обращение с отходами на территории республики, усиленно лоббирует и всеми способами поощряет коммерческие интересы ООО «Вториндустрия», завалившего отходами бюджетный полигон ТКО в черте г. Стерлитамака и упорно стремящееся построить 2-ю очередь данного полигона, противодействуя массовым протестам населения, Управлению Росприроднадзора по РБ и Прокуратуре РБ, доказавшим через суды незаконность данных действий.

В настоящее время проектный объем свалочного тела данной огромной свалки (в границах г. Стерлитамака) переполнен, но с согласия Минэкологии РБ и администрации г.о. Стерлитамака объект продолжает эксплуатироваться при наличии близрасположенных альтернативных и законных полигонов размещения отходов (все управляющие компании и предприятия везут отходы именно на этот объект в г. Стерлитамаке, но санкции к ним природоохранный орган не применяет). При этом от рекультивации данной свалки, на которую потребуется не менее 1 млрд руб., отказывается и ООО «Вториндустрия», и администрация города и Минэкологии РБ. В ближайшее время следует ожидать создания чрезвычайной ситуации, подобной массированному загрязнению от свалки «Кучино» в Подмосковье, экологический ущерб от которой оценивается в 2 млрд рублей.

Аналогичная ситуация искусственно создана органами местного самоуправления при поддержке и бездействии Минэкологии РБ в г. Салавате , где в черте города незаконно (не включена в ГРОРО) с грубейшими нарушениями эксплуатируется непроектная свалки отходов ООО «Спецавтохозяйство».

Непроектная свалка г. Мелеуза закрыта судом по иску Управления Росприроднадзора по РБ, но продолжает неофициально принимать отходы на захоронение по указанию администрации МР «Мелеузовский район» и при бездействии Минэкологии РБ в отношении предприятий, передающих отходы на захоронение на эту незаконную свалку.

Отсутствуют также полигоны твердых бытовых отходов в Зауралье (гг. Сибай и Баймак).

При этом идет процесс целенаправленного блокирования производственной деятельности самого современного в Приволжском федеральном округе мусоросортировочного и перерабатывающего комплекса, построенного ООО «Эко-СИТИ» в Ишимбайском районе по договору концессии с администрацией МР «Ишимбайский район». В результате таких действий загруженность данного комплекса составляет всего 20%., а отходы южного промузла незаконно захораниваются на непроектных свалках в гг. Стерлитамаке и Салавате, создают огромные экологические и финансовые проблемы для населения и республики в целом. Следует отметить, что это привело вообще к прекращению инвестиции в строительство в РБ таких передовых мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов.

С 1 января 2017 г. вступили в действие ст. 80.1 и ст. 80.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» – «Ликвидация накопленного экологического вреда». Вопреки данным требованиям в РБ не начата работа по постановке на учет таких объектов, не проведена инвентаризация отработанных и незаконных свалок ТКО и полигонов промышленных отходов, не подготовлены современные проекты и не получены соответственно положительные заключения госэкпертизы по проектам санации территории «Уфахимпрома» в г. Уфе (самый мощный в мире источник диоксинов и фуранов!), Семеновской золотоизвлекающей фабрики в Баймакском районе, не разработаны проекты санации почв и водных объектов (р. Худолаз и др.) на территории Зауралья.

Федеральный бюджет для решения проблем управления отходами в отличии от иных субъектов Федерации, Республикой Башкортостан не привлекается. Реформа управления отходами, проводимая в России по прямым поручениям Президента России, в РБ искусственно тормозится (уже 26 субъектов РФ провели аукционы регоператоров ТКО, тогда как в республике лишь планирует это делать во 2 квартале 2018 г.)

В Стерлитамакском районе (д. Васильевка) уже десятки лет действует двухсекционное огромное непроектное шламохранилище для нефтехимических отходов, не имеющее абсолютно никакой разрешительной документации и эксплуатирующееся по договору аренды сельхозугодий. В 2013 г. по вине незаконно эксплуатирующей данный объект коммерческой организации произошел залповый сброс около 1000 тонн опасных нефтехимотходов через поврежденную обваловку в пойму р. Белой и пойменное озеро, но экологический ущерб не был взыскан, уголовное дело прекращено, а операции с опасными отходами продолжаются на объекте. И до сих пор нет никаких планов по прекращению эксплуатации данного объекта и рекультивации земельного участка. И это далеко не единичные примеры бездействия природоохранных ведомств республики.

Реальный общественный экологический контроль за соблюдением природоохранного законодательства на территории республики затруднен действующим законодательством и негативным отношением Минэкологии РБ к профессиональным общественным организациям. При этом общественное мнение при размещение экологически опасных объектов, как правило, игнорируется (ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», Положение об ОВОС от 16 мая 2000 г.). Так, по проекту строительства самого высокого в России межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов (высота 69 м, захоронение 380 тыс. тонн отходов ежегодно) в Благовещенском районе слушания 26 ноября 2016 г. были проведены лишь на уровне Ново-Надеждинского сельского Совета, без участия общественности г. Благовещенска, г. Уфы и прилегающих районов.

Для улучшения сложившейся ситуации с управлением отходами в республике предлагается:

– создать в составе Правительства РБ Государственный комитет по управлению отходами производства и потребления, передав ему соответствующие функции Минэкологии РБ;

– Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуре совместно с МВД РБ, Управлением Росприроднадзора по РБ, Минэкологии РБ, РОО «Союз экологов РБ» провести рейдовую проверку по объектам незаконного захоронения отходов городов Стерлитамака, Салавата, Мелеуза.

Александр ВЕСЕЛОВ,

к.ю.н., председатель РОО

по охране окружающей среды

и природопользованию «Союз экологов РБ»

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru