Поиск:

Итоговая коллегия Росприроднадзора

20.03.2018 14:21:00 

22 февраля в Аналитическом центре при Правительстве России состоялось расширенное заседание коллегии Росприроднадзора «О результатах экологического надзора и обеспечении экологической безопасности в рамках подведения итогов Года экологии и задачах на 2018 год».

В мероприятии приняли участие Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, Министр РФ, куратор Реформы контрольно-надзорной деятельности Михаил Абызов, замглавы Минприроды России – Руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров, Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин, Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, представители министерств и ведомств, эксперты

Приоритетное внимание на заседании Коллегии было уделено итогам проведённого в Российской Федерации Года экологии, вопросам реализации Реформы контрольной и надзорной деятельности и, как влияет реформа на деятельность Росприроднадзора, а так же определению каких механизмов и инструментов с помощью которых Росприроднадзор планирует улучшить экологическое состояние в стране.

В ходе коллегии глава Минприроды России Сергей Донской дал поручение Росприроднадзору взять под особый контроль террритории новых заповедников и национальных парков, созданных в 2017 и 2018 году, пока для управления ими не появятся соответствующие учреждения.

Министр напомнил, что за Года экологии, было достигнуто сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 145 тыс. т, сокращение объемов сброса загрязненных сточных вод в водные объекты на 183 млн м3, уменьшение негативного воздействия отходов производства и потребления на 565 тыс. т. С крупными предприятиями, действующими на территориях особого внимания, было заключено более 60 соглашений с общим объемом капитальных вложений предприятий в сумме 158 млрд руб., предусматривающих реализацию 254 природоохранных мероприятий. В 2017 г. был дан старт ряду пилотных проектов, направленных на автоматизацию контрольно-надзорной деятельности. «Весной 2018 г. должен быть принят законопроект, предусматривающий дистанционный эконадзор в рамках систем автоматического контроля выбросов», - подчеркнул глава Минприроды России.

В своем докладе глава Минприроды России также напомнил, что в стране продолжается реформа сферы обращения с отходами производства и потребления, реализуется механизм расширенной ответственности производителей и импортеров за утилизацию отходов, образованных в результате использования произведенных и импортированных товаров, введен институт региональных операторов по обращению с отходами для реализации территориальных схем обращения с отходами, разработанных и принятых всеми субъектами РФ. «Ключевую роль в этих процессах играет Росприроднадзор», – подчеркнул он. В 2017 г. в рамках реализации расширенной ответственности производителей Росприроднадзор обеспечил администрирование средств экологического сбора в размере более 1 млрд руб направленного в субъекты РФ на создание мусороперерабатывающих производств.

С итоговым докладом «О результатах деятельности Росприроднадзора за 2017 год и задачах на 2018 год» выступил замглавы Минприроды России - Руководитель Росприроднадзора Артём Сидоров.Он сообщил, что в 2017 году Служба благодаря риск-ориентированному подходу сократила количество поднадзорных субъектов с 80 тыс. до 20 тыс. Теперь 80% планируемых проверок проводится в отношении объектов потенциально высокого риска. Дальнейшая задача — распространить этот принцип и на внеплановые проверки, с которыми, по словам главы Росприроднадзора, связаны основные издержки бизнеса. Сейчас Служба ищет различные механизмы, от формата незамедлительного реагирования до самоконтроля и самодекларирования на предприятиях с возможностью дальнейшей проверки в рамках плановых проверок, уточнил глава ведомства.

Основные результаты деятельности Росприроднадзора в стране в 2017г.: проверено 7992 поднадзорных объектов; проведено около 47280 проверок; выявлено 13402 нарушений; устранено 4544 нарушений; наложено штрафов на сумму 1014 млн.руб.; возмещение вреда на сумму 1895 млн.руб. Государственной экологической экспертизой федерального уровня в 2017г. введено: 9061 разрешений на выбросы; 1993 разрешений на сбросы; 989 лимит на размещение отходов.

В рамках реализации задачи по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и информационной открытости Росприроднадзором в 2017г.:

1)    сформирован план проверок на основе риск-ориентированного подхода: объекты чрезвычайно высокого риска (периодичность проверок 1 раз в год) – 66 объекта; высокого риска (1 раз в 2 года) – 546 объекта; значительного риска (1 раз в 3 года) – 1815 объектов; среднего риска (не чаще чем 1 раз в 4 года) – 2184 объекта; умеренного риска (не чаще чем 1 раз в 5 лет) – 681 объект;

2)    сформированы «чек-листы» по 10 видам Федерального надзора: включая госэконадзор (общий список контрольных вопросов в проверочном листе) – 44 вопроса; госнадзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр – 79 вопросов; госземнадзор – 12 вопросов; госнадзор в области обращения с отходами – 66 вопросов; надзор в области охраны атмосферного воздуха – 28вопросов; госнадзор в области использования и охраны водных объектов – 101 вопрос; госнадзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой – 9 вопросов;

3)    природопользователи получают уведомления об окончании срока действия разрешительных документов;

4)    составлен перечень территорий особого внимания (ТОВ), включающий на конец 2017г. 15 городов (Норильск, Магнитогорск, Красноярск, Омск, Челябинск, Дзержинск, Липецк, Череповец, Новокузнецк, Нижний Тагил, Братск, Медногорск, Новочеркасск, Чита, Асбест); на ТОВ установлен режим повышенной готовности, в т.ч. при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ);

5)    запущен пилотный проект внедрения системы онлайн мониторинга источников негативного воздействия на окружающую среду высокого уровня опасности (цель – прозрачность промышленной деятельности, эффективность надзора, разработка нормативно-правовой базы, публичность, общественный контроль, снижение рисков и нагрузки на окружающую среду; сроки внедрения до 1 марта 2018г.);

6)    увеличена штатная численность инспекторского состава на территориях особого внимания на 10% за счёт оптимизации;

7)    размещено 42 набора открытых данных и другая информация.

 

Выступая на заседании коллегии Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов,отметил, что «за прошедший год Росприроднадзор по проектам, которые мы реализуем в рамках реформы, стал одним из передовых ведомств. Это касается, в том числе, внедрения риск-ориентированного подхода. Руководители территориальных органов Росприроднадзора провели гигантскую работу, чтобы по критериям риска, которые были определены на федеральном уровне, провести ревизию всех поднадзорных объектов», -подчеркнул Министр.

Михаил Абызов, указал на важность корректности статистики первичной информации. Сегодня её достоверность крайне недостаточна, а данные на федеральных и региональных уровнях противоречивы, указал министр. А без корректной статистики невозможно правильно определять приоритеты и оценивать результативность и эффективность работы, подчеркнул он. Проблемы статистики выходят на первый план при обсуждении на уровне правительства реформирования системы обращения твердых коммунальных отходов. На территориях, где уже проведены конкурсы на региональных операторов, фактические данные отличаются от статистической отчётности на 30-300%, уточнил министр.

В этой связи в ближайшее время нам с органами Росприроднадзора в субъектах РФ придётся провести ещё одну ревизию первичных данных и статистических, фактических показателей по всей теме твёрдых коммунальных отходов, начиная с контроля параметров, связанных с захоронениями, и заканчивая параметрами переработки. Мы провели первое заседание рабочей группы на этой неделе и в ближайшее время подготовим план мероприятий, в которые будут вовлечены руководители терорганов Росприроднадзора. В мае мы должны представить программу», — сказал Михаил Абызов. Министр обозначил ряд направлений работы, которые должны стать приоритетными для Росприроднадзора и остальных 15 контрольно-надзорных ведомств, участвующих в реформе госконтроля. Одно из них — цифровизация. Без грамотного и современного цифрового обеспечения надзора невозможно его развитие, подчеркнул Михаил Абызов.

В своем выступлении Председатель профильного Комитета Госдумы Владимир Бурматов отметил, что «новые подходы к контрольно-надзорной деятельности будут закреплены в законопроекте о государственном и муниципальном контроле, который 21 февраля Госдума приняла в первом чтении. Документ был поддержан и комитетом Госдумы по экологии и природопользованию, однако у парламентариев есть ряд замечаний к проекту.На мой взгляд, это важнейший закон, который действительно меняет подходы к контрольно-надзорной деятельности. Мы очень подробно обсуждали его с представителями правительства. Наш комитет этот законопроект поддержал, потому что целый ряд его положений действительно правильны и совершенно оправданны на сегодняшний день. Но у нас есть ряд замечаний, мы будем настаивать на их устранении ко второму чтению. Они касаются противоречия действующему законодательству в сфере природоохраны», - подчеркнул В.Бурматов.

Выступая на заседании коллегии Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин отметил, что Совет Федерации уделяет повышенное внимание развитию природоохранного законодательства. Одним из инструментов решения проблемы, по его мнению является экологическое просвещение. Михаил Щетинин сообщил, что в ходе мероприятий, проводимых профильным Комитетом СФ, неоднократно поднимались вопросы комплексного совершенствования всего экологического законодательства, как в области охраны окружающей среды, так и в области рационального использования природных ресурсов. За период с 2017 года проведено 19 мероприятий экологической и природоохранной направленности, уточнил сенатор.

В проекте публичной декларации целей и задач Росприроднадзора на 2018год указаны основные мероприятия оптимизации деятельности Росприроднадзора в 2018году. В области надзорной деятельности: внедрение динамической модели рисков, пересмотр и актуализация обязательных требований, проверки морских портов, ООПТ, транспортировка отходов, актуализация перечня Территорий особого внимания (ТОВ), снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду на ТОВ, внедрение системы онлайн мониторинга источников негативного воздействия на окружающую среду высокого уровня опасности, использование данных дистанционного зондирования Земли. В области информационной открытости – ежеквартальное проведение публичных обсуждений правоприменительной практики и другие. В области профилактики нарушений - продолжние практики заключения соглашений о реализации природоохранных мероприятий. В области инфраструктуры Росприроднадзора – оптимизация структуры территориальных органов, внедрение мобильного автоматизированного места инспектора и др.

В Заключении Общественного совета Росприроднадзора по итогам рассмотрения материалов, подготовленных к заседанию итоговой коллегии Росприроднадзора 16 февраля отмечается, что проект итогового доклада необходимо: уточнить информацию о том, как надзорная деятельность повлияла на качество окружающей среды, представить предложения по совершенствованию процедуры Госэкоэкспертизы, а так же результаты взаимодействия Росприроднадзора и его территориальных органов с общественностью в отношении наиболее экологически значимых проектов.

НИА-Природы

 

 


Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru