АЛЬТЕРНАТИВА МУСОРОСЖИГАНИЯ В ПОДМОСКОВЬЕ
17.04.2018 11:56:00
ОТ РЕДАКЦИИ. Московская область, занимая 0,26% площади страны, является лидером среди субъектов РФ по объему захоронений коммунальных отходов. В Подмосковье ежегодно на полигонах закапывается 20% мусора страны. Подмосковье – самый проблемный регион по возможностям захоронения коммунальных отходов. Открытие же новых полигонов наталкивается на протесты населения нежелающего жить рядом со свалкой и подвергать риску здоровье. Закрытие в области полигонов ТКО давно выработавших свой ресурс привело регион к ситуации близкой к мусорному коллапсу. Однако, при всех проблемах, связанных с закрытием свалок и протестов против продолжения работы действующих, мусор вывозить куда-то надо. Иначе выступления против свалок сменятся более массовыми мусорными протестами. В Подмосковье альтернативой полигонам предлагается строительство 4-х мусоросжигательных заводов (МСЗ). Однако, в муниципалитетах, в которых планируется строительство заводов, жители негативно воспринимают перспективу такого соседства, поскольку есть опасность загрязнения территории вокруг МСЗ на десятки километров и соответственно нанесение ущерба здоровью жителей, проживающих на этой плотнозаселенной территории. При отсутствии раздельного сбора, сортировки и переработки отходов мусоросжигательные заводы могут нанести непоправимый ущерб экологии. Надо полагать, жители области не согласятся вдыхать химический коктейль и будут возражать против такого соседства. Поэтому необходимо обсудить другие альтернативные экологически безопасные подходы к утилизации отходов в Московском регионе. Одной из таких альтернатив по мнению редакции является предлагаемая автором данной статьи новая система транспортировки твердых бытовых отходов в Москве, которая использовала бы возможности полигонов переработки ТКО в сопредельных с Московским регионом областях.
Для решения вопросов, связанных с транспортировкой ТКО на столь дальние расстояния, предлагается использовать смешанную систему транспортировки на основе использования автомобильно-железнодорожной сети Центрального региона.
На схеме, приведенной на рис. 1 показан замкнутый цикл, который включает:
- сбор ТКО;
- вывоз ТКО на приемный пункт;
- упаковка ТКО в брикеты и погрузка на железнодорожные платформы;
- перемещение железнодорожного состава с ТКО к «технопарку»;
- сортировка, переработка и утилизация ТКО;
- возвращение железнодорожные состава на пункт сбора отходов.
В качестве альтернативного метода транспортировки ТКО рассматривается железнодорожный транспорт. По своей природе, поезда более эффективны, чем автомобильный транспорт при транспортировке ТКО на дальние расстояния в отношении потребления горюче-смазочных материалов на массу перевозимых ТКО. Один поезд может легко транспортировать объем ТКО, эквивалентный 100 грузовикам, что означает в 100 раз меньше грузовиков (и водителей) на переполненной дорожной сети.
Рис. 1. Схема автомобильно-железнодорожной перевозки ТКО
на дальние расстояния с переработкой отходов в «Технопарке»
В то время как загруженные ТКО грузовики должны разделить шоссе с легковыми автомобилями, поезда занимают существующую железнодорожную инфраструктуру со значительной вместимостью. Поезда являются также более безопасными и экологическими чистыми. Также риск возникновения нештатной аварийной ситуации при транспортировке ТКО поездом составляет 1/10 000 от риска возникновения такой же ситуации при использовании в этих же целях автомобильного транспорта. Кроме очевидных выгод для окружающей среды и экономики страны, транспортировка муниципальных твердых отходов по железной дороге, может осуществляться по большому количеству периферийных районов, таким образом, вовлекая в оборот ТКО соответствующие территории с их транспортно-экономическими ресурсами. В таком случае становится возможным создание единой системы транспортировки отходов на макрорегиональном уровне в пределах государства в целом.
Транспортные расходы на километр перевозки уменьшаются с увеличением расстояния, на которое осуществляется транспортировка груза. Дальнейшее преимущество использования железнодорожного способа транспортировки ТКО на дальние расстояния заключается в более эффективном использовании уже имеющегося автопарка, создании большой инфраструктуры в разных регионах, привлечение дополнительного капитала в виде инвестиций, решении ряда проблем связанного с социально-экономическими аспектами жизни общества.
При сложившейся ситуации с обращением ТКО в г. Москве, существует следующий путь оптимизации транспортировки ТБО на дальние расстояния – это создание смешанной системы транспортировки отходов на дальние расстояния на основе интегрирования действующей схемы удаления ТКО автомобильным транспортом и новой, основанной на использовании развитой железнодорожной сети Центрального региона с привлечением «бросовых» земель для создания «технопарков» и современных полигонов для захоронения неиспользованных фракций ТКО, расположенных в сопредельных с Московской областью регионах, на основе взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочного партнерства, с созданием «технопарка», способного комплексно перерабатывать ТКО.
Например, на «бросовых» землях в Тульской области, где на отработанных угольных карьерах можно развернуть строительство современных предприятий по переработке ТКО.
Таким образом, можно сформулировать следующие направления повышения эффективности управления ТКО Московского региона:
- создание единой системы управления отходами с целью обеспечения в регионе эффективной технической, организационной и тарифной политики;
- переход к разделению потока ТКО на стадиях образования (селективный сбор отдельных компонентов), сбора и вывоза (выделение отходов коммерческих и торговых организаций, административных заведений, учебных заведений, древесных и растительных отходов) с целью уменьшения объемов ТКО, направляемых на обезвреживание, сокращения затрат и получения дополнительной прибыли за счет реализации компонентов отходов;
- создание единой информационной базы данных по источникам отходов, маршрутам вывоза и т. д. с целью оптимизации транспортных потоков, уточнения и сокращения затрат на отдельных стадиях управления ТКО;
- привлечение к сотрудничеству в отрасли субъектов РФ, граничащих с Московской областью;
- интеграция существующих способов транспортировки отходов с созданием общих транспортных потоков в целях минимизации затрат;
- создание новой концепции управления удалением потоков отходов на основе развития использования альтернативных видов транспорта;
- организация совместных предприятий по обезвреживанию и переработке отходов потребления на основе долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.
Одновременно одна станция прессования и перегрузки может обрабатывать до 30 контейнеров, что составляет, что составляет 1200 м3 ТКО с производительностью пресса 750 м3 в час и коэффициентом прессования 1 к 6.
Кроме очевидных выгод для окружающей среды и ее состояния в случае транспортировки ТКО железнодорожным транспортом существуют и скрытые, относящиеся к экономическим и политическим аспектам рассматриваемой проблемы, например, может осуществляться доставка твердых бытовых отходов ко многим периферийным субъектам РФ, находящимся на значительном удалении от Московской области, предоставляя тем самым дополнительные рабочие места в этих районах и создавая длительные экономико-политические отношения с субъектами – участниками данного процесса транспортировки и утилизации ТКО. А также становится возможным создание единой централизованной системы управлением, удалением и захоронением ТБО на большой территории, охватывающей Центральный регион.
Для создания подобной системы потребуется внести коррективы в уже действующую систему. Для создания подобной системы Автомобильно-железнодорожной перевозки ТКО необходимо перенести мусороперегрузочные станции ближе к железнодорожным путям, чтобы обеспечить процессы погрузки ТКО в вагоны. Это практически осуществимо с наименьшими материальными затратами в силу того, что действующие мусороперегрузочные станции (в Москве) находятся в непосредственной близости от железнодорожных путей (рис.2).
Рис. 2 Технология транспортировки ТКО посредством
железнодорожных сетей
Для более полной переработки ТКО, в пункте выгрузки «технопарке» целесообразно построить мусороперерабатывающий комплекс, включающий: сортировку, переработку вторичного сырья, получение энергии (МСЗ) и компоста, а также захоронение не перерабатываемой части отходов. В целом оптимизация транспортировки ТКО на дальние расстояния включает в себя:
- разработку соответствующего проекта и его ТЭО;
- принятие решений по его осуществлению;
- модификацию существующей системы;
- создание единой системы транспортировки ТКО на макрорегиональном уровне;
- привлечение к сотрудничеству субъекты РФ. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что таким образом на сегодняшний день, в сложившейся ситуации с обращением ТКО в Москве и Московской области существует следующий путь оптимизации транспортировки ТКО на дальние расстояния: это создание смешанной системы транспортировки отходов на дальние расстояния на основе интегрирования действующей схемы удаления ТКО автомобильным транспортом и новой, основанной на использовании развитой железнодорожной сети Московского региона с привлечением полигонов захоронения ТКО, расположенных в сопредельных с Московской областью регионах, на основе взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочного партнерства.
К.Ф. ЦЕЙТИН,
д.т.н., проф.,
заслуженный эколог РФ