Поиск:

Библиотеки и экология

09.06.2018 19:13:00 

В современном мире, где проблемы экологии становятся с каждым днем все актуальнее, повышается роль библиотек в экологическом просвещении и информированности населения. И можно смело утверждать, что в настоящее время экологическим просвещением и информированием занимаются все без исключения библиотеки нашей страны, однако это направление деятельности, что естественно, не является для них основным и тем более единственным.

Исключение составляют несколько профильных библиотек, действующих в рамках централизованных библиотечных систем (например, библиотека «Северная» Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска или Экологическая библиотека г. Мончегорска).

Ряд библиотек имеют экологические разделы и странички на интернет-сайтах. Более или менее полный перечень таких ресурсов представлен в разделе «Зеленые страницы библиотек» в экологическом разделе интернет-сайта Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ России) – http://ecology.gpntb.ru/ecolibworld/greenpages/ .

Как и всякое движение, экологическое просвещение в библиотеках также нуждается в идеологической, методической и финансовой поддержке. Пик активности работы библиотек в этой области в библиотеках приходится на 90-е – начало нулевых годов, когда существовал и активно работал Всероссийский научно-методический центр экологической культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки (ныне – Российская государственная библиотека для молодежи). Свои основные цели и задачи Центр экологической культуры видел в помощи библиотекам в их деятельности, направленной на формирование у населения России экологической культуры. Это выражалось в осуществлении информационно-консультативной деятельности, а также в организации и проведении совместно с Российским экологическим федеральным информационным агентством (РЭФИА) Минприроды России, а позже с Национальным информационным агентством «Природные ресурсы» (НИА-Природа») Всероссийских смотров-конкурсов библиотек по экологическому просвещению населения. Центром экокультуры, в частности, был подготовлен модельный стандарт или «Руководство по обеспечению доступа населения к экологической информации общедоступными библиотеками», который содержал основные положения о деятельности общедоступных библиотек по экологическому образованию и просвещению населения и об организации их работы.

На базе Центра экокультуры совместно с Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма с 2002 г. по 2006 г. проходили ежегодные школы библиотекарей-экологов с выдачей соответствующих удостоверений о повышении квалификации. С 2005 г. семинар получил статус Межгосударственной библиотечной школы-семинара «Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития». Соответственно, такого рода школы-семинары активно проводились и на базе региональных библиотек. Однако, в связи с уходом руководителя Центра экокультуры РГБМ В.В. Лещинской он с 2018 г. перестал функционировать. И в настоящее время из федеральных библиотек России специальное подразделение, которое занимается организацией экологического просвещения, существует только в ГПНТБ России, как Группа развития проектов в области экологии и устойчивого развития.

Основными задачами Группы в том числе являются:

– изучение современного состояния таких научных направлений, как экология и устойчивое развитие в библиотечном деле в России и зарубежных странах; прогнозирование и научно-информационное обеспечение приоритетных вопросов экологии и устойчивого развития с целью формирования специализированного фонда литературы;

– оказание информационной поддержки заинтересованным организациям и специалистам библиотечного дела по вопросам проведения мероприятий по направлениям «экология и устойчивое развитие», а так же «природопользование и охрана окружающей среды»; обеспечение заказчика оперативной, научно достоверной информацией об отечественной и иностранной литературе по экологии и устойчивому развитию;

– развитие информационного взаимодействия ГПНТБ России с российскими и зарубежными экологическими службами, институтами и ведомствами по данному направлению деятельности.

Соответственно, сотрудники Группы в рамках своей профессиональной деятельности:

−           анализируют опыт работы библиотек в области экологического просвещения Российской Федерации и зарубежных странах;

−           участвуют в системе повышения квалификации библиотечных специалистов г. Москвы и регионов по теме «Работа библиотек в области экологического просвещения»,

−           разрабатывают научно-методические материалы по своему направлению работы,

−           организуют и проводят теоретические, научно-практические конференции, семинары, круглые столы, творческие конкурсы, посвященные вопросам экологии и устойчивого развития, а также участвуют в конференциях других организаций.

В последние годы акцент делается на вебинары – форма работы, которая позволяет библиотекарям общаться дистанционно. Разработана программа самообразования для библиотекарей-экологов и программа обучения с возможностью выдачи удостоверений установленного образца.

Поделиться собственным опытом и узнать об опыте коллег имеется возможность на ежегодной секции «Экологическая информация и экологическая культура», которая вот уже 18 лет проходит в рамках крупнейшей Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». С 2015 г. данная конференция проводится в рамках Международного профессионального Форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» («Крым»). 20-21 июня в Судаке пройдет Четвертый Международный форум «Крым-2018».

Многолетний опыт показывает, что в деле экопросвещения возможности библиотек действительно огромны. Особенно необходимо отметить:

−       возможность предоставления полноценной информации как библиографической (о публикациях по экологии), так и непосредственно по вопросам экологии;

−       наличие специалистов, способных не только находить необходимую информацию, но и заниматься ее популяризацией в самом широком смысле;

−       владение навыками проведения массовых и досуговых мероприятий, в том числе и по экологии.

Конкурсы работы библиотек в этой области показывают, что библиотеки используют самые разнообразные формы работы, однако, как уже говорилось выше, поскольку экологическое просвещение не является основным в работе библиотек, то к недостаткам работы можно отнести непоследовательность и нерегулярность проводимых мероприятий, отсутствие комплексных программ работы по этому направлению (недостаток, который был практически преодолен в годы функционирования Всероссийского научно-методического центра экологической культуры).

В этом смысле хорошей новостью является ориентирование библиотек на пропаганду целей устойчивого развития, представляющих собой триединый комплекс экологических, социальных и экономических проблем. В 2016 г. на съезде Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений ( International Federation of Library Associations ИФЛА) библиотекам было рекомендовано обратить особое внимание на освещение целей устойчивого развития. Следовательно, есть надежда, что это сделает работу в области экологического просвещения и информирования более постоянной составляющей в работе библиотек. И о развитии этого направления есть смысл говорить отдельно и подробно.

Еще одним интересным и важным направлением в работе библиотек в области предоставления экологической информации является исследование информационных потоков по экологии. Данные исследований фондов библиотек, базы данных Книжной палаты России, данных о публикациях в СМИ и периодических изданиях позволяют оценить:

−       степень внимания общества к экологическим проблемам (стабильно менее 3% от общего количества публикаций);

−       новые направления исследований и методов решения экологических проблем (например, появление нового термина «природоподобные технологии»);

−       экологические проблемы, которые кажутся научному сообществу первостепенными.

С другой стороны, анализ обращения пользователей к ресурсам библиотек и анализ цитирования позволяет выявить категории пользователей, наиболее заинтересованных в экологической информации и наиболее волнующие их проблемы, что позволяет библиотекам адекватно реагировать на запросы общества.

Вывод, который следует из всего вышесказанного, следующий – библиотеки являются той силой, которая объединяет в себе ресурсы, специалистов, обладающих необходимыми навыками, и представляет собой сеть взаимодействующих между собой организаций, представляющих собой силу, способную влиять на общество в вопросах экологического просвещения. Активизации и профессиональной организации экологического просвещения в библиотеках также может способствовать тесное взаимодействие соответствующих департаментов Министерства культуры и Министерства природных ресурсов.

 

Елена БЫЧКОВА,

к.пед.н., руководитель группы развития проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru