НДТ – проблемы и задачи
22.05.2019 22:29:00
В последнее время все больше усилий Президент и Правительство прикладывают для улучшения качества жизни россиян и сохранения окружающей среды. В связи с этим все чаще и чаще можно услышать аббревиатуру НДТ. Ее расшифровка не составляет труда не только для специалистов в области экологии, но и для руководителей предприятий. В ст. 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" подробно расписан механизм и область применения наилучших доступных технологий (НДТ), но, несмотря на то, что данная статья появилась не вчера, именно в последнее время так много времени уделяется этой теме.
Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ.
Национальный проект «Экология», утвержденный в конце 2018 г., дал мощный импульс для развития и внедрения наилучших доступных технологий в промышленности и производстве.
Если задачи, которые призваны решить НДТ, сформулированы довольно четко. Так, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркнул: «Экология, общая ответственность государства, общества, бизнеса за состояние окружающей среды, экологическое благополучие. С этого года, начался полноформатный процесс обязательного перехода предприятий на наилучшие доступные технологии, на новые экологические стандарты. Это и минимизация ущерба природе, и оздоровление ситуации в крупнейших индустриальных центрах, и стимул для глубокой модернизации производств».
То проблемы, которые уже возникли и еще появятся в будущем, пока не только не решены, но еще до конца и не сформулированы.
Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 N 143 "О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва" установлена процедура выдачи, переоформления, изменения и отзыва комплексных экологических разрешений. При этом Минприроды России еще не сформирован перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и пока для расчета выбросов могут быть использованы методики, входящие в Перечень методик используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО "НИИ Атмосфера". То есть, закон уже вступил в силу, а методики еще формируются. Как сказал председатель Комитета РССП по экологии и природопользованию Игорь Нечаев в интервью «Российской газете»: «Есть опасения, что процесс внедрения наилучших доступных технологий будет тормозится действующей неэффективной системой экологического регулирования».
В Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие «технологические показатели - показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги». Абсолютно непонятно при чем здесь показатели в расчете на единицу времени, что это дает и на что влияет?
Для перехода на НДТ необходима разработка информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, в которые входят технологические показатели по всем отраслям производства, на сегодняшний день данные справочники не охватывают все имеющиеся отрасли. Непонимание существа госрегулирования и желание все контролировать наблюдается в вопросе выбора перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р утвержден этот перечень, включающий 254 вещества и соединения для атмосферного воздуха, 249 позиций для водных объектов и 63 для почв. В опубликованных справочниках НДТ приведены перечни веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса для видов деятельности, отнесенных к областям применения НДТ. В законе эти вещества, не совсем удачно, названы «маркерными». Неудачность термина в том, что он относится не к технологии производства, а к технологии контроля, когда вместо ряда характерных для производственного процесса веществ контролируется некоторый легко измеряемый параметр, тесно с ними связанный.
Как указывают многие авторы, самой острой проблемой является нормирование качества вод водоемов рыбохозяйственного значения, когда нормативы для стоков промышленных предприятий строже, чем для питьевой воды и являются заведомо не выполнимыми.
По моему мнению, усовершенствование экологического законодательства в России, процесс нужный и очень своевременный. Внедрение наилучших доступных технологий позволит не только улучшить качество жизни, но и существенно снизит нагрузку на окружающую среду. Однако, необходимо помнить, что наилучший доступный результат при применении наилучших доступных технологий возможен только в случае, учета интересов бизнеса.
Юлия Шмелева,
факультет почвоведения МГУ