Поиск:

Юбилеи борьбы с опустыниванием

13.08.2019 17:11:00 

17 июля исполняется 25 лет со дня подписания Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН). Однако проблема борьбы с опустыниванием на международном уровне возникла значительно раньше – 45 лет назад, в 1974 г., когда по решению Генассамблеи ООН Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) было поручено организовать и провести Конференцию ООН по проблемам опустынивания.

 

Конференция ООН по опустыниванию

К проведению Конференции ООН по проблемам опустынивания международное сообщество подтолкнули продолжительная и трагическая Судано-Сахельская засуха 1968-1973 гг. в Африке (в южной части пустыни Сахара) и голод (погибло до 250 тыс. человек и более 1 млн скота). К 1977 г. площадь земель, подверженных опустыниванию в средней и сильной степени составляла 27,1 млн га орошаемых земель (21% их общей площади), 173,1 млн га богарных земель (77%), 3071,6 млн га пастбищных земель (82%). Процессы опустынивания в настоящее время продолжают развиваться, из года в год расширяются их границы. Ухудшение условий жизни более 1 млрд человек в более чем 100 странах мира связано с опустыниванием – опустыниванию подвержено более 1 млрд га земель практически на всех континентах. При сохранении современных темпов развития опустынивания, к середине века число людей, страдающих от опустынивания, может возрасти до 700 млн человек, а площадь затронутых этим явлением земель – до 3,2 млрд га. И сейчас вполне определенно можно утверждать, что проблема «Человек – пустыня – опустынивание» воспринимается во всем мире как глобальная, имеющая серьезное экологическое, социально-экономическое и политическое значение.

Конференция ООН по проблемам опустынивания состоялась в августе-сентябре 1977 г. в штаб-квартире ЮНЕП в Найроби ((Кения) с участием представителей 95 стран, 50 представительств и отделений ООН, 8 межправительственных организаций, а также 65 международных неправительственных организаций. На конференции фактически впервые на глобальном уровне антропогенное воздействие объявлялось главной причиной и одновременно – механизмом опустынивания. Впервые было заявлено и о глобальном характере опустынивания, который был зафиксирован в представленной на конференции Мировой карте опустынивания.

На Конференции был принят всеобъемлющий План действий по борьбе с опустыниванием, состоявший из 28 рекомендаций. План, содержащий амбициозные руководящие принципы долговременной политики в борьбе с опустыниванием, рассчитанные на их применение в затронутых опустыниванием странах до 2000 г., был одобрен и принят на 27-й сессии Генассамблеи ООН.

 

Вклад советских ученых

План вобрал в себя взгляды и опыт авторитетных ученых и специалистов, значительный объем научных знаний, накопленных за предыдущие десятилетия, прежде всего в результате осуществления Программ ЮНЕСКО по изучению аридной зоны (1950-1960 гг.) и Международной биологической программы (1964-1975 гг.). Следует отметить, что один из авторитетнейших почвоведом мира – Виктор Абрамович Ковда (1904-1991) в 1958-1964 гг. был директором Департамента точных и естественных наук ЮНЕСКО, в 1965-1972 гг. – вице-президентом Комитета ЮНЕСКО по программе «Человек и биосфера», а в 1973-1976 гг. – Президентом Научного комитета по проблемам окружающей среды (СКОПЕ).

В План действий было включено предложение советской делегации о создании в Советском Союзе, в основном на базе Института пустынь АН Туркменистана (Ашхабат) и Института географии АН СССР (Москва) проектов ЮНЕП в области борьбы с опустыниванием.

Для проведения курсов повышения квалификации по проблемам «Закрепление подвижных песков» и «Мелиорация засоленных орошаемых почв» СССР принят к реализации Международный научный проект ГКНТ/ЮНЕП «Земельные ресурсы мира», возглавил который чл.-корр. АН СССР В.А. Ковда – один из основоположников современной теории опустынивания и аридизации, завкафедрой почвоведения МГУ (1953-1958, 1965-1981), директор-основатель Института агрохимии и почвоведения АН СССР (1970-1980), Президент Международного общества почвоведов (1968-1974), Всесоюзного общества почвоведов (1971-1989).

Параллельно в течение 1978 г. Секретариат ЮНЕП, в частности, Бюро (Отделение) по контролю за опустыниванием, созданное сразу же после одобрения Плана действий, подготовило проектный документ «Борьба с опустыниванием путем комплексного развития», вытекающий из предложения советской делегации, закрепленного в 23 рекомендаций Плана действий по борьбе с опустыниванием.

В конце 1979 г. этот документ был подписан представителями ГКНТ, АН СССР и ЮНЕП. Исполнение проекта первоначально было возложено с советской стороны на Институт географии АН СССР и Институт пустынь АН Туркменской ССР (созданный в 1962 г. в Ашхабаде). Научным руководителем проекта стал лидер советских географов и почвоведов, директор Института географии, академик АН СССР Иннокентий Петрович Герасимов (1905-1985), а его заместителем – чл.-корр. АН СССР Агаджан Гельдиевич Бабаев (крупнейший ученый в области изучения и освоения пустынь, в 1962-1975 гг. – директор Института пустынь АНТ, в 1975-1986, 1989-1993 гг. – президент АН Туркменистана, директор Центра по борьбе с опустыниванием). Выполнение проекта было рассчитано на 40 месяцев (октябрь 1978 г. – декабрь 1982 г.). Реализация его начала осуществляться в 1980 г. специально созданной в рамках проекта «Земельные ресурсы мира» дирекцией. Исполнительным директором был назначен Игорь Сергеевич Зонн (в настоящее время д.г.н., проф., акад. РАЕН, Заслуженный мелиоратор РФ, гендиректор Инженерного научного производственного центра по водному хозяйству, мелиорации и экологии, вице-президент ЮНЕПКОМа, гл. редактор «Вестник Каспия»).

В 1981 г. в соответствии с Соглашением между ГКНТ СССР и ЮНЕП на базе ряда международных проектов, выполняемых разными советскими организациями совместно с ЮНЕП был создан в Москве Центр международных проектов (ЦМП) с целью обеспечения выполнения обязательства советской стороны перед ЮНЕП и другими международными организациями. Проект «Земельные ресурсы мира» был заменен проектом «Учебные курсы по борьбе с опустыниванием» и вошел в состав проектов ЦМП. Помимо вышеуказанных курсов, к ним были добавлены курсы по проблеме «Освоение пастбищных земель и борьба с опустыниванием».

За 12 лет (1978-1990) на курсах повысили квалификацию около 600 человек более чем из 50 стран Азии, Африки и Латинской Америки. В работе учебных курсов приняли участие около 70 лекторов – ведущих ученых из 14 стран мира. Программы курсов включали лекции, семинарские, лабораторные и полевые занятия. Последние, как правило, проводились в наиболее репрезентативных районах развития соответствующих процессов; Туркмения – Каракумский канал, Репетекский биосферный заповедник; Узбекистан – Голодная степь, Приаралье; Россия – Калмыкия. Как отмечал тогда исполнительный директор ЮНЕП М. Толба «в области глобальной проблемы опустынивания ученые Советского Союза не только вносят научный вклад. В течение многих лет они оказывают бесценную помощь в подготовке специалистов из развивающихся стран» («Правда», 27.12.1990).

Проект «Борьба с опустыниванием путем комплексного развития» предусматривал необходимость выявления и ликвидации пробелов в разработке региональных планов комплексного социально-экономического развития территорий в целях борьбы с опустыниванием и одновременно разработку таких планов для развивающихся стран. Важнейшей составной частью таких планов были региональные схемы комплексного социально-экономического развития и охраны окружающей среды для аридных территорий в целях борьбы с опустыниванием. В рамках этого проекта было подготовлено «Руководство по составлению схем комплексного развития», принятого на Международного научном симпозиуме в Ташкенте (1989), а также проведены работы по их составлению в Перу (1983) и Мали (1984).

Таким образом СССР был одним из мировых центров по применению успешных мер по борьбе с опустыниванием, и именно отечественные ученые – почвоведы, географы, геоботаники (чл.-корр. АН СССР Ковда В.А., чл.-корр. АН СССР Бабаев А.Г., проф., завкафедрой общего почвоведения МГУ Розанов Б.Г., акад. АН Туркменской ССР Нечаева Н.Т. (см. стр. 7) и др.) занимали ведущие позиции в мире в области разработки теоретических основ профилактики и борьбы с опустыниванием. К сожалению, в связи с распадом Советского Союза международная деятельность наших научно-исследовательских и проектно-изыскательских учреждений в области борьбы с опустыниванием значительно ослабла.

 

В преддверии КОСР

В 1987 г. Международной комиссии по окружающей среде и развитию был издан Доклад «Наше общее будущее» (на русском языке в 1989 г.), в котором подчеркивалась серьезность проблемы опустынивания как одной из причин кризисной экологической ситуации в мире.

В 1990-1991 гг. в соответствии с резолюцией Генассамблеи ООН (декабрь 1989 г.). Программным центром деятельности по контролю за опустыниванием (в 1985 г. Отделение по контролю за опустыниванием ЮНЕП было расширено до Программного центра) был разработан новый подход к оценке статуса опустынивания, а также подготовлена в 1991 г. новая карта засушливых земель мира.

Жестокие и обширные засухи, повторившиеся в 1981-1984 гг. и 1990-1991 гг. во многих странах мира, еще более усугубили ухудшающееся положение. К 1991 г. опустынивание фактически прогрессировало в не меньшей степени, чем на момент проведения Конференции 1977 г., затрагивая все континенты. Независимая оценка Плана действий показала, что главная задача Плана остановить процесс опустынивания к 2000 г. нереальна, и более реальным является 2020 г. По результатам оценки на совещании в Найроби в феврале 1990 г. была подчеркнута острая необходимость прийти к согласованному международному определению «опустынивания», ключевым термином в котором должна была стать «деградация земель».

В 1992 г. ЮНЕП, отмечая свое 20-летие, опубликовала Доклад, состоящий из четырех частей, где первая часть была посвящена основным экологическим проблемам, в которую была включена и проблема «Деградация земель», через призму которой рассматривалось опустынивание как глобальная проблема. Вследствие этого вопрос о планировании глобальных согласованных действий по предотвращению опустынивания оказался в центре внимания самой крупной в истории Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР), проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. на высшем уровне глав государств и правительств. КОСР приняла Повестку дня на ХХI век. 12 раздел Повестки «Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой» в качестве основного приоритета предусматривал осуществление профилактических мер в отношении земель, которые еще не деградировали или деградировали лишь в незначительной степени. Если говорить в целом, то Повесткой ставилась задача нового комплексного интегрированного подхода к решению проблемы борьбы с опустыниванием.

 

КБО ООН

КОСР дала жизнь трем основным, так называемым «сестринским конвенциям Рио»: на ней была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), Конвенции по сохранению биологического разнообразия (КБР) и одновременно было предложено разработать международную Конвенцию по борьбе с опустыниванием (полное название: Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке – КБО ООН, 1995). Конвенция была разработана по постановлению Генассамблеи ООН и представлена в Париже 17 июня 1994 г. для одобрения и последующей реализации, и открыта для подписания. С тех пор 17 июня считается Международным днем борьбы с опустыниванием и засухами. КБО ООН официально вступила в силу 26 декабря 1996 г.

В первые годы Конвенция включала 4 региональных приложения: для стран Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Северного Средиземноморья. Во всех приложениях предусматривалась также возможность развития субрегиональных программ, а главным механизмом реализации целей Конвенции предусматривалась разработка Национальных планов действий. Важное значение для России, стран Восточной Европы и Конвенции в целом имела подготовка и включение в 2000 г. в текст КБО ООН в качестве его неотъемлемой части пятого приложения, специально разработанного для стран Центральной и Восточной Европы по их инициативе. И в 2003 г. России подписала КБО ООН.

Руководителем делегации России на переговорах КБО ООН по подготовке был замдиректора ИГ РАН, чл.-корр. РАН Никита Федорович Глазовский (17.08.1946-20.11.2005). Со стороны Госкомэкологии, а затем МПР России подготовку КБО ООН и выполнение международных обязательств России по конвенции отвечал Евгений Владимирович Горшков (в настоящее время – замдиректора ВНИИ Экология)

В 2003 г. было принято решение возложить на Глобальный экологический фонд (ГЭФ) функции финансового механизма осуществления КБО ООН. Одновременно в ГЭФ была учреждена новая целевая область по деградации земель, в рамках которой поддерживаются проекты по устойчивому землепользованию, выходящие за географические рамки распространения аридных и засушливых земель.

Как признание важности действий по борьбе с опустыниванием на рассматриваемом этапе и стимул активных действий на будущее прозвучало объявление Генассамблеей ООН 2006 г. – Международным годом пустынь и борьбы с опустыниванием.

Происшедшие изменения и события закономерным образом отразились в подготовке и принятии на 8 Конференции сторон в Испании (2007) Десятилетнего стратегического плана и концептуальных основ деятельности по активизации осуществления КБО (2008-2018).

16 августа 2010 г. в Бразилии Генсекретарь ООН объявил о начала Десятилетия (2010-2020), посвященного пустыням и борьбе с опустыниванием. «Начиная Международное десятилетие пустынь и борьбы с опустыниванием, давайте пообещаем укрепить наши усилия по защите земель, необходимых для достижения Целей развития Тысячелетия и обеспечения благополучия людей», – призвал Генсекретарь ООН ПанГи Мун.

 

«Рио-20»

При подготовке Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио+20») Секретариат КБО ООН выпустил в 2011 г. для совещания высокого уровня Генассамблеи ООН доклад по теме «Борьба с опустыниванием, деградацией земель и засухой в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты».

Непосредственно перед Рио+20 10 Конференция сторон КБО ООН принимает инновационную инициативу (Чангвонская инициатива, 2011) для продвижения стратегических целей КБО ООН. Эта инициатива, сформулированная как стремление к достижению «нулевой деградации земель» на глобальном уровне, стала важной вехой в формировании международного отклика на проблемы деградации земель. Конференция «Рио+20» состоялась в 2012 г. ровно через 20 лет после исторической КОСР. Конференция утвердила итоговый документ «Будущее, которое мы хотим», в котором опустынивание, деградация земель и засухи названы проблемами глобального масштаба.

 

Нейтральная деградация земель

В более развитом виде и несколько видоизмененной формулировке («нуль-деградация» была заменена на «нейтральную деградацию») эта идея зафиксирована уже в «Целях в области устойчивого развития на период до 2030 г.» принятых странами ООН на Саммите ООН в Нью-Йорке 25 сентября 2015 г.

В настоящее время активная работа международного сообщества в рамках КБО ООН и других международных организаций по развитию концепции нейтрального баланса деградации земель показывает, что существовавшая до недавнего времени «классическая» парадигма опустынивания наконец-то приобретает более оформленные черты, меняясь от неопределенностей вроде «борьбы с опустыниванием» или «устойчивого землепользования» к конкретным показателям достижения нейтрального баланса деградации земель.

КБО ООН в 2016 г. при поддержке ГЭФ и ряда стран запустила глобальный проект – «Программу установления целевых показателей достижения нейтрального баланса деградации земель на уровне стран», при этом каждая страна может декларировать свой уровень амбиций с учетом национальной специфики, опыта, социально-экономических особенностей и традиций.

 

Заключение

Завершая обзор, следует отметить, что решение проблемы деградации земель и опустынивания не является прерогативой КБО ООН, несмотря на ее центральную координирующую роль. В последние годы особое внимание к вопросам деградации земель проявили: ФАО, учредившая в 2011 г. Глобальное почвенное партнерство – организацию, ставящую целью укрепить управление почвенными ресурсами на планете и гарантировать существование здоровых и продуктивных почв для будущих поколений, а также поддержание важных экосистемных услуг почв; Конвенция по биоразнообразию, организовавшая в рамках Межправительственной платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (2012) подготовку всеобъемлющего глобального доклада по деградации и восстановлению земель; РКИК ООН, объявившая в рамках работы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (2016) о начале подготовки Спецдоклада по изменениям климата, опустыниванию, устойчивому землепользованию, продовольственной безопасности и выбросам парниковых газов в наземных экосистемах.

Помощь в борьбе с опустыниванием оказывают и др. учреждения ООН. Так ПРООН финансирует меры по борьбе с опустыниванием через расположенный в Найроби Центр по освоению засушливых земель. Спецпрограмма Международного фонда сельскохозяйственного развития направила 400 млн долл. США и еще 350 млн долл. в порядке совместного финансирования на проекты в 25 странах Африки, которым угрожает опустынивание. Аналогичным образом Всемирный банк организует и финансирует программы, направленные на защиту неустойчивых засушливых земель и повышение их продуктивности.

И.С. ЗОНН, д.г.н., проф.,

Г.С. КУСТ, д.б.н., проф.

Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н., проф.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru