Поиск:

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

23.04.2020 20:49:00 

На медико-биологическом факультете Воронежского университета проходит очередная волна оптимизации. Затронутые ею проблемы выходят за рамки вуза и актуальны не только для него.

Когда 5 марта Ученый совет медико-биологического факультета ВГУ принял решение об объединении двух зоологических кафедр в одну, на первый взгляд, вроде, ничего существенного не произошло. Подумаешь, очередная оптимизация, мало ли их было за последние десятилетия. Тем более, что подобная угроза нависала над кафедрами еще в 80-е годы, когда на одной из них довольно долго не было профессоров. Вон в бывших педвузах, а ныне в университетах и академиях Черноземья наоптимизировались так, что теперь зоологи уживаются вместе с ботаниками под одной кафедральной крышей и ничего, учат студентов понемногу.

Только ни один из них не может похвастаться кафедрами со столетней историей. В ВГУ обе объединяемые кафедры именно такие. Одна, та, которая сейчас называется кафедрой экологии и систематики беспозвоночных животных, приехала еще из Юрьева. Вторая – сейчас кафедра зоологии и паразитологии, была создана в 1918 г. специально для И.И. Шмальгаузена, будущего академика (он им стал спустя 14 лет после работы в ВГУ), директора Института зоологии и биологии АН УССР и Института эволюционной морфологии им. А. Н. Северцова АН СССР (ныне – ИПЭЭ РАН). И у каждой из этих кафедр своя история, свои научные школы.

Наиболее пострадавшей на сегодня считаю научную школу зоологии и экологии позвоночных животных проф. И.И. Барабаша-Никифорова, ярким представителем которой был Л.Л. Семаго – доц. ВГУ, известный писатель натуралист, один из авторов многочисленных фильмов и ведущий телепередач о природе. Несколько десятков лет назад на биолого-почвенном факультете была кафедра зоологии позвоночных. Чтобы избежать тогдашнего объединения зоологических кафедр ее переименовали в кафедру зоологии и паразитологии. Теперь уже на медико-биологическом факультете осталось всего три преподавателя, специализирующихся по таксонам позвоночных животных. И не исключена вероятность, что в этом направлении через пару десятков лет может остаться только один Зоологический музей имени И.И. Барабаша-Никифорова. В угоду доминирования на МБФ ВГУ медицинского направления может пострадать известная научная школа проф. К.К. Сент-Илера, К.В. Скуфьина и О.П. Негробова. По учебнику К.В. Скуфьина «Экология и охрана окружающей среды» в нашей стране учились, прежде всего, студенты ВГУ. Это он дал нам, еще студентам понимание, что в русском языке имеет место двоякое толкование экологии как науки.

При активном участии специалистов биофака в 1993 г. в ВГУ возник фармфакультет. В 1997 г. на биолого-почвенном факультете была создана кафедра аналитической и медицинской биохимии и микробиологии. Совсем недавно на МБФ появились еще две новые кафедры: базовая кафедра ГК ЭФКО «Молекулярная биотехнология» и кафедра медицинских дисциплин.

Есть в этом направлении и ниша для зоологов. Например, ни один медвуз не может готовить зоологов для противочумной системы. Тот же проф. И.И. Барабаш-Никифоров во время ВОВ не просто так занимался мышевидными грызунами с их туляремией. Есть целая отрасль знаний – медицинская зоология. А если пофантазировать, то можно и сравнительную анатомию акад. И.И. Шмальгаузена развернуть в будущее и попробовать спрогнозировать вероятный ход эволюции применительно к различным органам тела для различных таксонов животных и человека в тех или иных условиях среды. Современные компьютерные средства, думаю, могут их просчитать. Например, на основании этих данных можно предпринимать соответствующие адекватные меры по пресечению или наоборот по стимуляции появления таких мутаций и изменений.

Один мединститут в Воронеже уже был создан благодаря университету. И просто здорово, что в медицинской сфере МБФ нашел свою изюминку, ту долю медицины, которой нет теперь у этих конкурентов. Уже сейчас он готовит врачей-биохимиков, биофизиков и кибернетиков, чего не делает медуниверситет! Но пока усиливался медицинский профиль ВГУ, в нашей стране до последнего времени проходила оптимизация всей практикующей медицины. Причем так, что количество больничных коек и врачей снижалось, несмотря на ежегодный выпуск около 20 тыс. медиков специалистов, бакалавров и магистров (так дано в статсборнике). На 10 000 чел. населения с 2005 г. по 2018 г. число больничных коек снизилось со 110,0 до 79,9 ед.; врачей – с 48,6 до 47,9; среднего медперсонала с 107,7 до 101,6 (Статсборник «Здравоохранение в России», 2019). Эта статистика еще раз убеждает, что до начала пандемии по коронавирусу COVID-19 в специалистах не было интереса со стороны Минздрава России, не говоря об облздраве и горздраве.

А на фоне этих изменений из названия факультета крупнейшего вуза Черноземья исчезло упоминание о почвенном отделении и появляется упоминание медицинского. Представляете, Черноземье со знаменитым русским черноземом – «Царем почв» и без почвоведов? Хорошо, что это только в факультетском названии.

А теперь давайте попробуем сравнить подобные внешние для ВГУ условия хотя бы на примере с классическими зоологами-экологами, исключая школьно-образовательное направление, которое в России пока также оптимизируется, как и медицина. В РФ отмечается неуклонный, во многом планируемый Минприродой России рост площади ООПТ. Только с 2014 по 2017 г. площадь всех ООПТ увеличилась на 10,3 млн га (статсборник «Охрана окружающей среды в России», 2018). Причем он независим от роста или падения экономики. Пока еще не встречал в Воронеже объединенную дирекцию региональных и местных ООПТ, но во многих регионах она уже есть. В системе Росстата сегодня рассматривается целый блок показателей по биоразнообразию в качестве одного из направлений статистики, иллюстрирующей стремление и достижения Россией Целей устойчивого развития (ЦУР) (https://www.gks.ru/sdg/data) в разделах «Сохранение морских экосистем» и «Сохранение экосистем суши». Уже сейчас ВВП России рассчитывается на основании СНС (системы национальных счетов), о чем не только прекрасно осведомлены экономисты ВГУ, они читают соответствующие курсы и издают научно-методическую литературу. В этой системе присутствуют и данные учетов диких животных. Причем они постоянно совершенствуеюся, в том числе и расширяя область учета природных ресурсов. Кроме СНС и ООНовских ЦУР, есть еще рекомендации по «зеленому» росту (ОЭСР), агроэкологии (ФАО), Красным и охраняемым спискам видов растений и животных (ЮНЕП и МСОП) и т.д. И везде, так или иначе, присутствуют показатели биоразнообразия. Везде для предполагаемой организации учетов потребуются специалисты – классические экологи, прежде всего, ботаники и зоологи. Понятно, что в основе подобных направлений сбора информации лежат условия характерные для Европы с их сравнительно небольшими государственными образованиями, которые могут быть сравнимы с субъектами РФ. В каждом из них своя система образования с целым перечнем всевозможных вузов, АН, сеть ООПТ и др. институты. В том числе и это дает Европейским странам большую плотность специалистов экологов, зоологов и ботаников для организации учета подобных характеристик. Получается, нынешнее руководство МБФ ВГУ не видит перспектив развития классического биологического образования?

Пока нет профстандартов зоологов, ботаников, а также географов, гидрологов, метеорологов, почвоведов и т.д., как нет и профстандартов экологов применительно к экосистемам, а не к охране окружающей среды. Во ВНИИ Труда в настоящее время проходят процедуру профессионально-общественного обсуждения такие стандарты как: оператор на сооружениях очистки сточных вод; оператор оборудования для утилизации и обезвреживания медицинских и биологических отходов; работник по сортировке твердых коммунальных отходов; работник по эксплуатации полигона ТКО; специалист в области обращения с отходами и т.д. Вполне понятно, что внедрение профстандартов более актуально в среде медиков, так как их профессия непосредственно связана с человеческими жизнями. И если ответственными разработчиками стандартов медпрофессий, например, таких как врач-биохимик, врач-биофизик и врач-кибернетик являются общественные организации (Федерация лабораторной медицины, Российская ассоциация специалистов функциональной диагностики, Национальная ассоциация медицинской информатики), то по ихтиологам, включая микробиологов и гидробиологов, – это Калининградский гостехуниверситет, по егерям и охотоведам – ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова. Во ВНИИ Труда существует система семинаров по вопросам разработки профстандартов. Ближайшие такие семинары должны были состояться 16 апреля и 14 мая. В таком случае, что мешает, например, ВГУ стать ответственным разработчиком, организовать создание и предоставить проекты необходимых профстандартов во ВНИИ Труда для включения их в перечень? Почему это не делают существующие заповедники? Или для этого надо создавать специализированные общероссийские общественные организации, как у медиков? В объявленной ВОЗ пандемии очередного коронавируса его изначальными переносчиками являются летучие мыши. И в этом случае, с одной стороны, можно и нужно заниматься более затратными противоэпидемиологическими мерами, а с другой стороны, их предупреждать – работать над сокращением или исключением возможности потенциальных передач мутирующих вирусов в среде животных и от них человеку. Причем относительно бактеритальных объектов такая система в нашей стране успешно реализована противочумной системой, в которой и работают зоологи. Может быть для создания подобной противовирусной системы биостанции США и раскиданы по всему миру?

Если такое новое и одновременно старое (в Воронеж университет приехал уже с медфакультетом) направление так важно для развития университета, то на этом фоне может быть уже пора подумать и о создании в ВГУ отдельного экологического факультета? Он может включать в себя как узкие экологические направления, так и сферы его широкого, природоохранного понимания. И таким образом сможет объединять специалистов разных дисциплин, и в первую очередь биологов, почвоведов и географов. Или может быть зоологами, ботаниками и почвоведами расширить экологическую составляющую факультета географии, геоэкологии и туризма до эколого-географического факультета?

Д.А. БОРИСКИН, выпускник

кафедры зоологии и паразитологии ВГУ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru