Поиск:

Водопользование в Московском регионе

21.12.2020 18:53:00 

При анализе водопользования в Московском регионе – т.е. в г. Москве и Московской области ставилась задача по возможности осуществить исследование в длительной динамике, что во многом обеспечивает нивелирование резких варьирований данных («скачков») в отдельные годы и обеспечивает выявление главных тенденций. Вместе с тем, как показал проведенный анализ, осуществить это удается далеко не всегда из-за отсутствия необходимых сведений или их ненадежности, невнятности, противоречивости и т.п.

Основными источниками информации при написании статьи явились данные сводных отчетов по форме федерального статнаблюдения №№ 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды», собираемой от водопользователей и обобщаемой в системе Росводресурсов.

По оценкам примерно три четверти воды, потребляемой в Москве, осуществляется с использованием коммунальных водопроводных систем, а остальное приходится на предприятия и организации, относящихся к отличным от ЖКХ видам экономической деятельности и имеющих собственные водозаборы. По территории Московской области величина водопотребления через коммунально-водопроводные системы составляет ощутимо меньшую, но, тем не менее, достаточно весомую величину – порядка одной трети. Приведенные факты обосновывают необходимость более подробного рассмотрения коммунального водоснабжения и водоотведения в регионе. В этой связи основными, дополнительными к данным ф. № 2-тп (водхоз), источниками информации послужили сведения отчетов по формам №№ 1-водопровод «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети» и 1-канализация «Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)», предоставляемых профильными коммунальными службами и обобщаемые в системе Росстата.

Кроме того, были проанализированы сведения: статсборников «Водные ресурсы и водное хозяйство России» и госдокладов «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации», ежегодно подготавливаемых НИА-Природа в последнее десятилетие по заказам Минприроды России и Росводресурсов; статсборников и др. публикаций Росстата; ежегодных докладов «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Московской области» и «О состоянии окружающей среды города Москвы».

Целесообразно сразу же отметить, что водопользование в регионе производится не только за счет естественного стока р. Москвы и ее притоков, а также водозабора из подземных источников, но во многом за счет поступления воды из р. Волги по каналу им. Москвы, а также за счет накопления воды, в т.ч. резервного аккумулирования, в водохранилищах. Водообеспечение в Подмосковье производится также на основе Восточной системы водоснабжения, использующей артезианские источники на границе с Владимирской областью (гг. Лосино-Петровский, Электросталь, Балашиха, Павловский Посад и др.).

Значительная часть воды, забираемая из водных объектов области, на ее территории не потребляется, а поступает в Москву. При этом объем фактического водопотребления на территории города ощутимо больше величины водозабора на той же территории за счет вышеуказанной межтерриториальной поставки воды. Имют место также небольшие встречные поставки из города областным водопользователям, в частности, в гг. Долгопрудный, Красногорск, Реутов и др.

Изменение объемов забора и потерь воды при транспортировке по всем учитываемым по форме статнаблюдения № 2-тп (водхоз) водопользователям в Московском регионе представлено в табл. 1, а по коммунальным системам водоснабжения – в табл. 2.

Таблица 1

Динамика изменения забора воды, млн м3

Показатель

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.*

2015 г.*

2017 г.

2018 г.

г. Москва

Забор из природных источников – всего

2021

1997

1768

1699

720**

755

669

686

из него забор пресной воды для использования***

2021

1997

1768

1699

720

713

626

643

в том числе из:
поверхностных источников

1931

1950

1734

1662

701

678

595

612

подземных источников

89,5

47

34

37

19

35

31

31

Потери при транспортировке

68

73

58

117

11

2,1

1,2

1,3

Московская обл.

Забор из природных источников – всего

4569

4898

4330

3532

5165*

4152

3310

3371

из него забор пресной воды для использования***

3684

3770

3368

2877

4553

3160

2798

2667

в том числе из:
поверхностных источников

2575

2782

2513

2037

3765

2531

2187

2035

подземных источников

1108

988

856

840

748

628

611

632

Потери при транспортировке

46

170

333

345

373

317

241

282

* Следует иметь в виде, что площадь Москвы в 2012 г. значительно выросла за счет областной территории; следовательно, и там, и там изменилось число отчитывающихся водопользователей.

** С 2010 г. с учетом минеральной и некоторых др. видов воды. В частности, водозабор минеральной воды в г. Москве составляет порядка 60 тыс. м3/год.

*** Без учета транзитной воды при межтерриториальном перераспределении и некоторых др. видов водозабора для целей, не связанных с непосредственным водопотреблением.

Таблица 2

Некоторые характеристика деятельности коммунальных водопроводных систем

Показатель и субъект РФ

1995 г.

2000 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Среднесуточный отпуск воды населению и на коммун.-бытовые нужды на 1 жителя, л

г. Москва



576



499



156



173



147

Московская обл.

423

277

176

151

158

Пропуск через системы водоподготовки, в %*

г. Москва


...


...


103,1


106,0


105,9

Московская обл.

...

...

27,6

28,4

30,5

Утечки и неучтенный расход воды, всего, млн куб. м

г. Москва


...


...


126,9


115,9


114,3

Московская обл.

...

...

89,9

87,7

89,8

в % к общему объему поданной в сеть воды

г. Москва


...


...


11,1


10,5


10,4

Московская обл.

...

...

12,9

12,7

13,8

*Следует учитывать, что часть водопроводной воды, даже после водоподготовки, не доводится до установленных санитарных нормативов, т.е. является частично очищенной. По Москве доля недостаточно очищенной воды составляла к 2019 г. порядка 10%, по области – примерно 25%.


Данные табл. 1 свидетельствуют о существенном снижении объема водозабора в черте г. Москвы по всем отчитывающимся водопользователям: примерно на две трети за последние 28 лет. Одновременно, на территории области забор воды, включая водоизъятие для нужд Москвы, сократилось примерно на четверть.

Характерно, что по коммунальным водопроводам наблюдалась также тенденция существенного уменьшения поставки воды потребителям (см. показатели «Среднесуточный отпуск воды населению и на коммунально-бытовые нужды в расчете на 1 жителя» в табл. 2). Этот тренд не может быть объяснен только ростом численности населения в регионе; он связан также с фактическим снижением объема забора воды из природных источников и подачи ее в сеть коммунальных водопроводов.

Что касается показателей, характеризующих потери воды при транспортировке и смежные аспекты, то по отчетным данным ф. № 1-водопровод в Москве в последний период 110-120 млн м3/год (т.е. каждый десятый кубометр, поданной в коммунальную сеть) или не доходит до потребителя вследствие утечек, или имеет неопределенный статистический характер (попадает в состав неучтенных объемов при построении балансов и проведении расчетов по стыковке данных о передаче-приеме воды; см. табл. 2). В то же время по данным ф. № 2-тп (водхоз) в Москве потери воды при транспортировке по всем водопользователям, включая коммунальные водопроводы, крайне незначительны – порядка 1-2 млн м3/год, или 0,2% от забора воды из водных объектов; (см. табл. 1). Причины таких огромных и парадоксальных расхождений малопонятны; поэтому сделать сколько-нибудь объективный вывод о достоверности тех или иных сведений и о реальной ситуации в городе затруднительно.

Данные по области показывают, что по всем водопользователям, включая коммунальные водопроводы, рассматриваемые потери с начала 90-х гг. значительно возросли; при этом внутри периода 1995-2018 гг. они имели колебательный характер и приходились в основном на системы водоснабжения в отраслях экономики, отличных от ЖКХ (см. табл. 1 и 2).

Одновременно, материалы табл. 2 свидетельствуют о том, что, если в Москве вода в коммунальных водопроводах полностью проходит через сооружения водоподготовки (причем в отдельных случаях эта водоподготовка осуществляется более одного раза), то в области порядка 70% поданной в сеть воды рассматриваемую предочистку не проходит. Кроме того, как для города, так и для области эта очистка далеко не всегда доводится до уровня санитарных нормативов (см. сноску к табл. 2).

Что касается показателей водоотведения (пропуска сточных вод) по всем водопользователям в целом и коммунальной канализации в частности, то соответствующие данные приведены в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Динамика водоотведения в поверхностные природные водные объекты, млн м3

Показатель

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2017 г.

2018 г.

г. Москва

Всего

2936

2800

2746

2629

1306

1104

1086

1047

в т.ч. сброшено сточных вод:

загрязненных

2323

2277

2115

1959

909

818

845

855

из них:
без очистки


0,09


0,15


59


37


79,4


78,3


86


84

недостаточно очищенных

2323

2277

2055

1922

829.

740

759

770

нормативно-чистых

613

523

620

575

394

285

240

190

нормативно-очищенных

0,0

0,0

11,6

95

2,98

0,73

0,71

2,18

Московская обл.

Всего

1932

1708

1524

1118

2061

1595

1382

1227

в т.ч. сброшено сточных вод:

загрязненных


770


706


638


635


1309


1078


1036


956

из них:
без очистки

48

18

17

20

32

22

28

26

недостаточно очищенных

722.

688

621

615

1278

1056

1008

930

нормативно-чистых

947

896

838

446

692

481

309

227

нормативно-очищенных

216

106

48

37

60

36

37

44


Таблица 4

Водоотведение (пропуска сточных вод) коммунальными канализациями и очистка этих вод, млн м3

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

г. Москва

Пропуск сточных вод – всего,

1030

1003

988

в т.ч. пропущено через очистные сооружения

1194

1221

1167

из них очищено до установленных нормативов – итого

1183

1221

1167

в % к объему пропуска стоков через очистные сооружения

99,1

100

100

Московская обл.

Пропуск сточных вод – всего

703

695

695

в т.ч. пропущено через очистные сооружения

425

419

409

из них очищено до установленных нормативов – итого

216

195

183

в % к объему пропуска стоков через очистные сооружения

50,9

46,7

44,8


Основные итоги анализа данных, приведенных в табл. 3 и 4, можно прокомментировать следующим образом. Сброс загрязненных сточных вод по всем учитываемым водопользователям, расположенным в Москве (ф. № 2-тп (водхоз), в рассматриваемом периоде существенно уменьшился, однако еще достаточно велик. При этом величина стоков, очищенных до установленных нормативов, незначительна – 1-2 млн м3/год, или менее 1% от всей величины водоотведения в водоемы (см. табл. 3). Однако, по отчетам коммунальных канализаций (ф. № 1-канализация) объем сточных вод, доведеных до имеющихся нормативов очистки, составляет 1,2 млрд м3/год, т.е. данные табл. 4 в тысячу (!) раз превышают данные табл. 3. Близкая по существу, однако не столь одиозная, ситуация имеет место по сбросу загрязненных и нормативно-очищенных сточных вод по всем водопользователям Подмосковья и по областным коммунальным канализационным системам. В частности, по данным ф. № 2-тп (водхоз) по всем водопользователям в 2018 г. в поверхностные водные объекты было сброшено около 44 млн м3 нормативно-очищенных стоков, а по данным ф. № 1-канализация по одним только коммунальным канализационным системам, т.е. без учета водопользователей других отраслей, такого рода сброс равнялся 183 млн м3 , или в 4 раза больше.

Причины столь значительных расхождений приведенных величин – как и в области потерь воды в Москве – до конца неясны. В этой связи опять-таки невозможно сделать однозначный вывод, определить, какой источник учетно-статистических данных является наиболее надежным и объективным, и, самое главное – сколько-нибудь внятно понять, что на самом деле происходит в регионе со сбосом загрязненных и нормативно очищенных стоков.

Кроме того, из табл. 4 следует, что по г. Москве через городские коммунальные очистные сооружения проходит больше сточных вод, нежели в целом пропускается коммунальной канализацией города. Данный парадокс, в принципе, можно объяснить тем, что на городскую очистку поступают стоки от объектов Подмосковья, подводимые областной коммунальной канализацией. Естественно, эти предположения нуждаются в конкретной проверке; более того, не исключены иные объяснения.

Можно привести некоторые данные, дополняющие общую картину водообеспечения и водоотведения в рамках коммунальных систем. Например, динамика и масштабы замены водопроводных сооружений характеризуются в табл. 5.

Таблица 5

Замена коммунальных водопроводных сооружений*, км в целом за год

Показатель

2009 г.

2012 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

г. Москва

Всего

165,3

182,2

101,7

136,0

143,7

117,1

в % от общей протяженности сооружений

1,4

1,4

0,8

1,1

1,1

0,9

Московская обл.

Всего

152,0

164,8

134,6

135,2

130,7

109,2

в % от общей протяженности сооружений

0,9

0,9

0,8

0,8

0,7

0,6

*Водоводы, уличные, квартальные и внутридворовые водопроводные сети.


Исходя из приведенных в табл. 5 цифр, получается, что на полное обновление коммунальных водопроводных систем в Москве потребуется около 100 лет, а в области – свыше 100 лет. Более того, масштабы замены в последние годы уменьшились как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Следует учитывать также, что замена водопроводных труб диктуется отнюдь не только стремлением сократить величину потерь воды из-за ее утечек при транспортировке, но и необходимостью уменьшить вредное воздействие устаревшей (подвергшейся коррозии) сети на качество воды, поставляемой населению. Общеизвестно, что водопроводная вода, даже забранная из малозагрязненного природного источника и/или прошедшая через системы качественной водоподготовки, может, в конечном счете, содержать массу загрязняющих веществ из-за воздействия старых водопроводных труб. При этом регулярные промывки сети далеко не всегда способны улучшить ситуацию. В этой связи, по мнению специалистов «Мосводоканала», обновление коммунальной водопроводной сети в Москве должно составлять не нынешний 1%, а порядка 2,5-3% в год по отношению ко всей длине имеющихся сетей [см., например, Степовой Б. «Российская газета» («Столичный выпуск») от 23.03.2016].

Характерно, что темпы замены коммунальных канализационных объектов еще более низкие: на полное обновление канализационных сетей при сохранении таких темпов в Москве потребуется 150-200 лет, а в Подмосковье – даже больше.

О мероприятиях, направленных в т.ч. на повышение рациональности водопользования в коммунальном хозяйстве (включая теплоснабжение на основе воды или пара) и упорядочение учета, можно судить, например, по данным, приведенным в табл. 6. Оснащение приборами учета в ЖКХ, несмотря на его определенную затратность для населения, играет важную роль в условиях перманентного и достаточно ощутимого роста тарифов на соответствующие услуги.

Таблица 6

Объем отпуска коммунальных услуг, связанных с водопользованием, по показаниям приборов учета в 2018 г., в % к общему объему их отпуска

Регион

Холодная вода

Горячая вода

Тепловая энергия

г. Москва

98,0

94,9

86,3

Московская обл.

70,0

55,0

53,8

Справочно:

Россия – всего

76,7

68,9

65,5

ЦФО

79,4

80,9

68,8


Подытоживая вышеприведенные данные, можно сделать вывод о явной неоднозначности ситуации, сложившейся в Московском регионе в сфере водопользования. По целому ряду показателей имеет место благоприятная тенденция или стабилизация негативных процессов, однако по достаточно большому числу индикаторов наблюдаются отрицательные явления.

Проведенный краткий перекрестный анализ также свидетельствует о наличие целого ряда статистически противоречивых, малопонятных или просто парадоксальных данных и трендов, которые сложно не только внятно объяснить, но даже прокомментировать (например, по показателям потерь/утечек воды при ее транспортировке, величины сброса в водоемы загрязненных и нормативно-очищенных сточных вод и др.). Иначе говоря, в рассматриваемом случае зачастую неясно, происходят ли указанные явления в результате: а) низкой дисциплины учета и отчетности; б) немотивированных или, напротив, сознательных искажений отчетной информации; в) различий в учетно-статистической методологии, а также из-за ее слабосогласованных изменений плюс вследствие корректировки круга учитываемых объектов и т.д. или же все это объясняется г) реально существующими, техническими и социально-экономическими, но скрытыми причинами и неявными воздействующими факторами в области водопользования и охраны водных ресурсов.

Сложившаяся ситуация требует расширения масштабов и углубленной детализации профильных учетно-статистических исследований. Однако, к сожалению, этого не наблюдается. Более того, приходится констатировать факт ощутимого снижения потребности основных управленческих структур в полномасштабной, качественной и внятной учетно-статистической информации. Часто ее подменяют данными от неизвестных источников; сведениями, полученными путем непрофессиональных и ошибочных расчетов; оперированием суррогатными или просто неверными по существу индикаторами и т.д. (см., «ПРВ» №5, 2018; №6, 2019).

Но в этих условиях возникают вопросы к продуманности и надежности расчетов, лежащих в основе принимаемых в последние десятилетия планово-прогнозных заданий (в т.ч. в составе нацпроектов, госпрограмм и т.п.) при массе неясностей в отчетно-статистической базе указанных расчетов. О фактических итогах выполнения таких заданий, сформированных на слабодостоверной или весьма неопределенной учетно-статистической базе, говорить, на наш взгляд, вообще сомнительно. Все это усугубляется в очень большом числе случаев практической ликвидацией профессиональной системы проверки учетно-отчетных данных, т.ч. в области водопользования и охраны водных ресурсов со стороны контрольно-надзорных и иных органов на самих объектах-водопользователях.

Вместе с тем, было бы полностью некорректно и даже предвзято считать, что в руководящих структурах сложилось полное непонимание или даже игнорирование негативных явлений. Отнюдь нет! Например, в интервью замглавы Минстроя России М.Б. Егорова РИА «Новости» 19.02.2019 г., касающегося в т.ч. проблем использования воды в ЖКХ, под весьма характерным названием «Статистика по отрасли ЖКХ в России нуждается в актуализации», подчеркивается, что «…у нас нет реально нужных данных статотчетности... Формы статистической отчетности, к сожалению, настолько устарели, что чем больше информации отправляется, тем ниже качество этой информации. Некоторые регионы, заполняя данные, просто лукавят, а мы, в итоге, не можем понять, как на самом деле обстоят дела, что тормозит процесс и не позволяет работать на опережение ситуации». Одновременно, в интервью было отмечено, что в настоящее время требуется «увеличивать скорость передачи статистических данных в секторе ЖКХ. На совещании с новым руководителем Росстата мы договорились актуализировать все формы отчетности, убрать то большое количество ненужной информации, которая заполняется регионами» и т.п. [https://realty.ria.ru/20190219/1551038856.html.].

Иначе говоря, в стране безусловно присутствует определенное беспокойство и проводится определенная работа по наведению элементарного порядка в области учета и отчетности в сфере водопользования и охраны водных ресурсов. Но все это имеет мозаичный, некомплексный и спорадический характер, слабо контролируемый высшими органами госуправления. Иначе говоря, разрушенная в последние десятилетия система повседневной и кропотливой работы с отчетными цифрами, с перманентными оценками их внятности и достоверности, с уточнением причин статистических расхождений и т.д., восстанавливается крайне медленно, противоречиво и недостаточно результативно. Эта работа не может также ограничиваться лишь изменениями набора отчетных показателей, корректировками форм статнаблюдений или убыстрением обработки и предствления данных с помощью современных технологий. Она требует несравненно более значительных усилий – от правильной постановки первичного учета на отчитывающихся водопользователях до проверки достоверности поступающей информации, а также при необходимости ее своевременного уточнения плюс адекватного анализа, с формулированием конкретных и обоснованных выводов и предложений, которые и должны лежать в основе принимаемых общегосударственных решений.

Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н.,

Е.В. МУРАВЬЕВА,

А.Д. ДУМНОВ, д.э.н.,

НИА-Природа


Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru