Поиск:

Итоги онлайн-сессии РКИК ООН

22.07.2021 21:33:00 

17 июня завершилась первая в истории климатической конвенции ООН официальная онлайн-сессия Вспомогательных органов РКИК ООН (Вспомогательного органа по осуществлению и Вспомогательного органа для консультаций по научно-техническим аспектам), тем самым закончился полуторагодовой перерыв в работе, и страны готовятся к принятию решений по Парижскому соглашению в ноябре 2021 г., уже очно, на Конференции сторон в Глазго.

Неподготовленного участника трехнедельных онлайн-заседаний может удручить и сам ход переговоров – масса пустопорожних слов, длительное обсуждение процедурных и организационных вопросов при минимуме обсуждения сути проблем, и результаты – некие неформальные записки, о которых в конце сессии крупнейшие развивающиеся страны говорили, что они просто некие заметки на память о встрече. Может удручить и плохая связь, и отключение от ряда заседаний наблюдателей – представителей экологической общественности и бизнеса, в частности, по требованию Саудовской Аравии или Китая. Еще больше может удручить очень малое продвижение по смысловым вопросам. Однако все это обычно для сессий РКИК ООН, кроме, конечно, виртуального формата, который использовался впервые. Опытные участники переговорного процесса говорили: «это кардинально лучше, чем ничего», «на переговорах ничего не решено, пока все не решено», имея в виду пакетный подход одновременного консенсусного принятия всех решений с массой внутренних взаимных уступок (поэтому те или иные страны целенаправленно тормозят принятие решений по не главным для них пунктам, пока не приблизится нужное решение по важным для них проблемам). Главный итог – РКИК снова в работе, с той же точки, в том же тяжком и мало результативном процессе, но процесс этот, будем надеяться, пережил COVID и восстановлен.

По результатам сессии по широкому спектру переговорных проблем были приняты «неформальные записки», так в ООН называют документы, не имеющие официального статуса. На это пришлось пойти из-за виртуального формата, который юридически не давал возможности работать над официальными документами. Тем не менее, эти записки станут основой очных переговоров в ноябре 2021 г., на Конференции сторон РКИК ООН (КС-26). В ходе сессии участники, в частности, обсудили такие вопросы как использование единиц снижения выбросов, оставшихся от проектов Механизма устойчивого развития Киотского протокола; отчисления от трансакций в Адаптационный фонд Парижского соглашения. Много времени на сессии уделили проблеме ответных мер – действиям, которые можно предпринять, чтобы уменьшить влияние мер по снижению выбросов одних стран на экономики других. Много споров вызвал вопрос о периодичности принятия странами их целей по выбросам парниковых газов. Обсуждалась процедура подведения глобальных итогов деятельности, финансовые и организационные работы действий по РКИК ООН. Кратко рассмотрим список наиболее горячих вопросов сессии, они же будут в центре внимания и в Глазго.

Механизм устойчивого развития

Активно обсуждалась проблема использования единиц снижения выбросов, оставшихся от проектов Механизма устойчивого развития Киотского протокола. На использовании жестко настаивает Бразилия, против – развитые страны. На сессии наметились пути к компромиссу, в результате которого, скорее всего, формально в течение какого-то срока использовать единицы будет можно, но зачесть себе в достижения 20-х годов – нельзя, практически не будет и покупателей, таковы будут национальные решения развитых стран.

Вторым горячим вопросом были отчисления от трансакций (при передаче единиц снижения выбросов от проектов или же на межстрановом уровне) в Адаптационный фонд Парижского соглашения. Речь идет о том, каков будет процент (обсуждался диапазон 2-5 %), и ко всем ли трансакциям будет применяться. Вопрос на первый взгляд важный, но на деле не столь существенный, так как большие объемы трансакций не ожидаются, и Фонд будет финансироваться прежде всего за счет донорских пожертвований наиболее развитых стран, что происходит и сейчас.

Немаловажным вопросом по ст. 6 Парижского соглашения является то, что можно принять на КС-26 только самые общие правила и принципы, или более детально проработанные правила. Однако в любом случае доработка правил займет не менее года.

Ответные меры

Имеются в виду действия, которые можно предпринять, чтобы снизить влияние мер по снижению выбросов одних стран на экономики других. Сессия показала, что это не только снижение потребления нефти, хотя именно Саудовская Аравия была инициатором данной темы и сейчас является главным лоббистом. Малые островные государства говорили о проблеме туризма, если дальние авиаперелёты станут более дорогими и непрестижными. Грозит снижение выбросов и ряду экспортеров сельхозпродукции, особенно тропических фруктов. На сессии обсуждались в основном процедурные вопросы построения рабочей программы по данной теме.

Временные рамки национальных целей по выбросам

Очень много споров вызвал вопрос о периодичности принятия странами их целей по выбросам парниковых газов, 5 или 10 лет. ЕС, США и мн. др. страны выступают за 5 лет. Ряд развивающихся стран за 10 лет. Вызывает удивление, что такой технический вопрос оказался столь сложным для решения, но его пока нет.

Глобальные итоги деятельности по Парижскому соглашению

На сессии активно обсуждались вопросы процедуры подведения итогов, намеченной на 2023 год. Странам удалось немало продвинуться в вопросе о том, какие источники информации и как могут при этом использоваться, но более детально пока говорить рано, решение будет приниматься на КС-26 в Глазго.

По вопросам адаптации можно отметить, что теперь все развивающиеся страны (Группа 77 и Китая) поддерживают наиболее уязвимые и слабые страны в вопросе «потерь и ущерба». Имеется в виду то, что делать, когда потери неминуемы, например, от затопления островов и низменных территорий. Тогда для решения вопроса нельзя привлечь страховые компании (никто не будет страховать то, что будет потеряно на 100 %), поэтому требуется отдельное «окно» международного финансирования наиболее уязвимых и слабых стран для покрытия такого рода ущерба и потерь. Это важный финансовый вопрос, где очень сложно привлечь частный бизнес, и нужна помощь наиболее развитых государств. Здесь пока нет решений, но уже есть общая позиция всех развивающихся стран, а не только наиболее уязвимых.

С другой стороны, в целом по финансовым вопросам на сессии не было достигнуто прогресса. Скорее он был на встрече Группы 7, проходившей в те же сроки. Было объявлено, что эти наиболее развитые страны до 2025 г. будут ежегодно организовывать климатическое финансирование развивающихся стран в объеме $100 млрд в год (упрощенно говоря, это на треть средства агентств помощи развитых стран, на треть – международных банков развития и на треть частные средства, малая доля приходится на Зеленый климатический фонд ООН).

Немалую обеспокоенность вызывали на сессии вопросы прозрачности действий стран, а также принятия решений в органах РКИК ООН. Не раз крупнейшие развивающиеся страны требовали удалить с заседания наблюдателей, т.е., не хотели афишировать перед экологической общественностью свои позиции, увы, не самые «зеленые».

Природные решения (Nature Based Solutions, NBS)

На прошлой встрече стран (КС-25 в Мадриде в конце 2019 г.) в документах РКИК впервые был затронут вопрос о NBS – было написано, что нужно двигаться в направлении их более активного использования. Имеются в виду как наземные, так и морские экосистемы с помощью которых можно снижать выбросы парниковых газов или же увеличивать поглощение СО2, как правило те же действия по сохранению или восстановлению экосистем содействуют и адаптации к изменениям климата. Это привело к очень активному обсуждению вопросов NBS среди экоорганизаций, вплоть до деталей и критериев конкретных проектов. Однако действительность гораздо прозаичнее, на сессии вопрос вообще никак не упоминался. С одной стороны, NBS – дело КС, а не Вспомогательных органов РКИК, они еще не получили от КС указаний его рассматривать. С другой стороны, подобное полное молчание – косвенный, но верный признак того, что по NBS быстро решений не будет, что они тоже будут предметом торга, например, относительно решений по ответным мерам.

Если говорить о России, то наша страна тоже движется вперед в решении климатических проблем, хотя и гораздо медленнее, чем это могло бы быть. На сессии Россия сделала презентацию о мерах климатической политики, где рассматривался недавно принятый Госдумой Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Также говорилось о планах Сахалинской области по достижению углеродной нейтральности, они на уровне лучших мировых образцов. Это еще раз показывает, что именно регионы и города сейчас лидеры низкоуглеродного развития, которые значительно опережают свои страны и служат наглядным примером.

Вопросы, вызвавшие на сессии жаркие дебаты, будут рассмотрены и на КС-26, которая должна завершить процесс принятия правил реализации Механизма устойчивого развития – системы кооперации стран в рамках Парижского соглашения. Участие в КС-26 официальных делегаций практически гарантировано. Однако, будут ли допущены наблюдатели, как от экологов, так и от бизнеса – остается под вопросом, скорее всего им предложат онлайн-формат.

До конференции в Глазго по ст. 6 и по ответным мерам, вероятно, будут проведены добавочные виртуальные переговоры (решение об этом примут на подготовительной встрече на уровне министров, которая пройдет в июле).

Во время сессии было объявлено, что в 2022 г. Конференция сторон РКИК ООН пройдет в Египте, вероятно, в Шарм-аш-Шейхе.

Алексей КОКОРИН, к.ф.-м.н.,

директор программы «Климат и энергетика» WWF России,

член Общественного совета при Росгидромете

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru