Поиск:

Совмещение ресурсной, экологической и продовольственной безопасности

13.11.2021 11:51:00 

Пандемийный экономический кризис внес существенные коррективы в развитие российской экономики, что сильно отразилось на подходах государственных органов и бизнес-сообщества к обеспечению промышленной, ресурсной, экологической и продовольственной безопасности.

Однако это не означает, что мы на пути к привычному порядку вещей. Сегодня представители государств всех стран мира сталкиваются с очень непростым тройственным вызовом: рекордно высоким уровнем безработицы, бюджетным дефицитом и низкими темпами экономического роста. Эти негативные явления наблюдаются в контексте, характерной чертой которого стала озабоченность по поводу состояния дел в сфере ресурсной, экологической и продовольственной безопасности. Указанные проблемы становятся более важным элементом экономической политики.

Устойчивое развитие экономики, особенно ее реального сектора, неразрывно связаны с необходимостью сохранения и воспроизводства качества природной среды и потенциала человеческих ресурсов. В настоящее время анализ данных государственного экологического мониторинга и статистического наблюдения о состоянии окружающей среды в РФ свидетельствует о недостаточном внимании к решению этих проблем.

Эффективный ответ на эти вызовы требует своего рода «хет-трика» при реализации государственной политики, нацеленной на создание адекватных условий для выхода на траекторию устойчивого роста.

Основами Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. к механизмам решения задач предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду определены приоритеты госполитики в области развития отрасли по переработке отходов производства и потребления, необходимые и достаточные условия для создания и развития производственно-технических комплексов по переработке отходов, цели и задачи на стратегическую перспективу, а также направления действий и механизмы реализации, необходимые для их развития.

Эффективность использования ресурсов – важнейший показатель развития экономики. С учетом старения и выбытия из эксплуатации мощностей добывающих отраслей, исчерпания используемых ныне месторождений, резкого увеличения затрат на разведку новых запасов полезных ископаемых и разработку удаленных месторождений, в целях обеспечения приемлемого уровня ресурсной и экологическойбезопасности, ресурсосбережение не имеет альтернативы.

Продажа непереработанного сырья – тупиковый путь развития промышленности России. Это еще в начале XX в. после всех раздумий вывел русский гений Дмитрий Иванович Менделеев. Его выводы основаны на великолепной русской статистике, трудах Императорского Вольного экономического общества и Императорского Русского технического общества и, что самое главное, на аналитических способностях выдающегося русского ученого-патриота. Выводы Д.И. Менделеева, изложенные в его заключительном труде « К познанию России», к сожалению, не знакомы ни многим депутатам Госдумы, ни чиновникам Миприроды России, а о Минпромторге с Минстроем, вообще, нечего говорить.

Подсчитано, что на современном уровне развития технологии 9% исходного сырья в конечном итоге уходит в отходы. Поэтому и громоздятся горы пустой породы, небо застилают дымы сотен тысяч труб, вода отравляется промышленными стоками, вырубаются миллионы деревьев.

Если проанализировать итоги развития российской экономики в последние годы, то становится очевидным, что механизм нерационального ресурсопотребления не только не остановлен, но и увеличил обороты, поскольку спад в выпуске продукции опережает сокращение потребления сырья и материалов. Вместе с тем прогресс науки и техники позволяет все более рационально использовать материальные ресурсы. Одним из важнейших направлений ресурсосберегающей деятельности является эффективное использование отходов производства. Среди различных факторов, определяющих их рациональное применение, важную роль играют организационные, в т.ч. система управления ресурсопотреблением, которой, к сожалению, лишь на немногих заводах уделяется внимание.

Сколько производится в стране черных и цветных металлов, добывается угля и неметаллических полезных ископаемых, достаточно хорошо известно. А вот, сколько та или иная отрасль производит при этом отходов – известно чаще всего только специалистам. Вот несколько цифр. При добыче угля ежегодно на поверхность земли из недр поднимают около 1 млрд. м3 пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды – терриконы. При этом впустую растрачиваются не только тысячи гектаров зачастую плодородных земель, которые могли быть эффективно использованы в сельском хозяйстве, внося свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности. Загрязняется атмосфера, терриконы «горят», ветер поднимает с их бесплодных склонов тучи пыли.

«Зеленые технологии» – это, прежде всего, ресурсосберегающие и цикличные технологии, которые должны использоваться во всех сферах хозяйственной деятельности и предусматривающие использование современного природоохранного оборудования. Наиболее важно их использование в промышленности и энергетике.

Необходимо подчеркнуть, насколько для организаций, опирающихся на свои корпоративные ценности, важно переходить к экологической рациональности. Преимущества этого шага – снижение затрат, улучшение репутации, более высокая мотивация служащих. Компании, внедряющие разрабатывающие и внедряющие инновационные технологии переработки отходов производства и потребления, в зеленом движении играют роль Новатора, одновременно совмещая на экологической сцене роли Инвестора Вдохновителя.

Изучив характеристики этих разных ролей, мы можем утверждать: когда они все вместе работают и сотрудничают, зеленый рынок расширяется и крепнет. Наконец, компаниям следует различать четыре сегмента зеленого рынка (законодатели моды, искатели выгоды, соответствующие стандарту и осторожные покупатели) и принимать во внимание различия между ними по покупательскому поведению и готовности приобретать зеленые продукты.


От слов к делу

В крупных населенных пунктах и их пригородах России проживает 60 млн чел., образуя в год около 30 млн т ТКО. При применении технологии комплексного ресурсосбережения и сооружении 300 автоматизированных мусоросортировочных комплексов можно получить из отходов:

– 7,5 млн т альтернативного топлива (эквивалентно 3,5 млрд м3 природного газа);

– 6 млн т вторичного сырья;

– 12 млн т техногенного почвогрунта для повышения плодородия почв.

Поэтому механизм организации ресурсосбережения, базирующийся на основе более полного использования полезных фракций отходов, является одновременно механизмом обеспечения и ресурсной и экологической безопасности.

Россия фактически станет лидером ресурсосбережения.

Однако, средств от сбыта вторичного сырья недостаточно для покрытия издержек комплексов. На переработку 1 тонны отходов необходимы дополнительные затраты в 1500 руб. Следовательно, на субсидирование переработки 60 млн т ТКО в первые 4 года потребуется до 90 млрд руб. ежегодно. Это как раз те средства, которые страна планирует собирать с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. На сегодняшний день Россия недополучает порядка 2,5 млрд евро только из-за того, что в стране нет уполномоченного органа по работе с Евросоюзом и с др. странами, которые ввели у себя ответственность производителя за утилизацию произведенного им товара. Эти финансовые ресурсы оседают в Европе, не давая развиваться данной отрасли в РФ. Особое внимание необходимо уделить вопросу единого регулятора (Минприроды России). На сегодняшний день эти функции пытаются растащить еще 2 министерства – это Минстрой (обращение с ТКО) и Минпромторг (обращения с промотходами). Данная ситуация дестабилизирует работы организаций и мешает становлению отрасли в целом.

Если будет определена долгосрочная политика государства в этом направлении, то и в индустрии переработки можно пойти по нормальному варианту.

Деньги, предназначенные для переработки упаковочных отходов, необходимо собрать в государственный внебюджетный фонд и разделить на две части: первая часть – это средства для инвестпроектов сооружения мощностей для мусоропереработки, к примеру, объектов ВМСК; вторая – средства, предназначенные для оплаты переработки.

Деньги инвестировать в регион целесообразно в том случае, если в регионе организован вертикально интегрированный комплекс компаний, объединяющий все стадии обращения с отходами. Таким образом, за 5 лет проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду и задача развития ресурсо- и энергосбережения может быть решена.

Восстановление ресурсного потенциала сырья основа современной стратегии обращения с отходами. Муниципалитеты населенных пунктов западных стран, организовавшие систему замкнутого цикла обращения с отходами, достигли положения, при котором от первоначального объема коммунальных отходов для захоронения на полигонах остается всего несколько процентов мусора. Остальное с успехом используется для обеспечения ресурсами индустрии. Подобная стратегия должна быть принята и осуществлена в России. Темп развития переработки и использования твердых коммунальных и промышленных отходов в РФ не достаточен для удовлетворения возрастающих потребностей жителей и индустрии. Свободная емкость основных полигонов быстро заполняется отходами. Для поддержания устойчивой экологической безопасности жизнедеятельности населения необходимо создать мощности, обеспечивающие использование сырьевых фракций отходов и существенное снижение депонирования мусора на полигонах.

Основная причина токсичности коммунальных отходов - выделения от разложения органических отходов. При сильной влажности и недостатке воздуха резко ускоряется размножение бактерий, и слои твердых бытовых отходов постепенно разогреваются, выделяя опасные химические соединения. При сухой и теплой погоде создаются условия для развития и распространения опасных инфекционных заболеваний (холеры, чумы). Вредные вещества с растворами фильтрата попадают в почву, грунтовые воды и открытые водоемы, а затем с рыбой и питьевыми водами в организм человека, вызывая патологические явления. Последствия загрязнения могут проявляться через годы, однако, они не становятся менее разрушительными. Влажная органика превращает полигоны в своеобразные биореакторы, источники эмиссии существенных объемов парниковых газов и стоков фильтрата. В тоже время органика – ценное сырье, необходимое для производства компоста, который используется для поддержания плодородия почв сельхозугодий. Удаление из общей массы отходов влажной органики первый этап нашей технологии. На втором этапе из отходов выделяется вторичное сырье: товарное используется, нетоварное, перерабатывается в альтернативное топливо.

Особо хочется подчеркнуть, что представленные технологии – это не научные разработки, а действующие предприятия на территории России.

Предлагаемая технология может использоваться в любых климатических условиях, позволяет с минимальными затратами сохранять ресурсы, снижать эмиссию парниковых газов и стоки фильтрата, выбросы неприятных запахов, повышать уровень санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности.

Применение технологии позволяет механическим способом в полуавтоматическом режиме, без обременения жителей обязанностью раздельного сбора основной массы отходов и высоких платежей, в краткие сроки превысить уровень использования ресурсных фракций отходов, достигнутый большинством стран Евросоюза, резко, в 5 раз, снизить количество отходов, размещаемых на полигонах, коренным образом улучшить экологическую ситуацию. Внедрение технологии осуществлено путем реконструкции пункта перегруза отходов в мусоросортировочный комплекс (МСК).


Преимущества МСК

МСК – это объект, на котором механическим способом в полуавтоматическом режиме осуществляется процесс восстановления ресурсных свойств материалов, утраченных при смешивании в составе мусора. Комплекс не теряет функции перегруза и на более высоком уровне продолжает обеспечивать устойчивость системы удаления отходов. Используемые технологии широко применяются в мировой практике, но, в отличие от крупных перерабатывающих заводов, МСК имеют ряд существенных преимуществ:

  1. гибкость, возможность перенастройки под потребности рынка, что особенно удобно в условиях быстро совершенствующихся технологий – это не омертвленный в огромных сооружениях капитал;

  2. извлеченные вторичные материальные ресурсы пригодны как к сырьевому, так и к энергетическому использованию, – обычно, предпочтение при отборе имеют твердые сырьевые фракции с наивысшей ценой: бумага, полимеры, отдельные виды упаковки, но, при кризисной ситуации, когда цены на рынке снижаются в разы, возможно, все отправлять на изготовление топлива, которое всегда востребовано;

  3. минимальное расстояние от мест сбора отходов – чем меньше путь до пункта использования, тем выше сохранность ресурсов и ниже транспортные затраты, что особенно удобно для крупных городов, где невозможно собирать отходы машинами большой грузоподъемности (без МСК и перегрузов стоимость вывоза ТКО увеличится в разы);

  4. настроенность на кооперацию – основная часть сырья будет использоваться региональной промышленностью, что содействует поддержанию ресурсной безопасности (ёмкость рынка макулатуры, стекла, металлолома не ограничена, изделия из полимеров могут найти широкое применение в городском хозяйстве);

  5. применение механизированной сортировки устраняет необходимость обременения жителей обязанностью раздельного сбора, при высоких показателях ресурсосбережения;

  6. не надо строить большое число сортировок, использовать на них труд работников низкой квалификации, как при раздельном сборе;

  7. значимая часть мусора – влажная органика, она же является основной причиной токсичности полигонов, её отделение на МСК и поставка такого сырья на компостирование будет служить повышению плодородия почв, сельхозугодий и решению проблемы продовольственной безопасности страны;

  8. использование технологии устраняет выбросы СО2 в атмосферу;

  9. для эксплуатации МСК не требуется резко увеличивать тарифы и соответственно выплата штрафов за субсидирование переработки в рамках требований ВТО.

Технология предполагает поэтапную переработку отходов. Основные этапы это:

– выделение из отходов органического биоразлагаемого сырья для последующего компостирования и изготовления почвогрунтах, используемого для повышения плодородия почв;

– выделение из отходов вторичного сырья. При этом высокосортное вторичное сырье разделяется на виды, прессуется и отправляется на склад для последующего сбыта; низкосортное вторичное сырье перерабатывается на альтернативное топливо.

При полном цикле использования для захоронения на полигоне остается не более чем 20% по объему и 15% по массе инертных отходов низкой категории опасности.


Однако!

Когда руководители высокого уровня используют противоречивые термины типа «экологически устойчивое развитие» и не отличают утилизацию отходов от их свального захоронения или сжигания, рассчитывать на технологическую революцию в обращении с отходами производства и потребления, а значит на ликвидацию угрозы гибели человеческой цивилизации в собственных отходах, не приходится.

Здесь действительно необходимы технологическая революция, и психологическая перестройка мышления людей (человеческий фактор) с осознанием ими персональной ответственности за рост отходов, особенно в ЖКХ.

Намерение столичных руководителей построить мусоросжигательные заводы в Подмосковье свидетельствует о профессиональной некомпетентности и социальной безответственности специалистов, готовящих такие решения своих руководителей.

Давно установлено, что нет абсолютно экологически безопасных технологий термической переработки ТКО, а выработка электроэнергии на основе этой технологии дороже, чем на традиционных электрогенерирующих установках.

Сравнительный экономический анализ показывает, к тому же, что сжигание ТКО все равно, что сжигание ассигнаций. Рациональное обращение с ТКО и их превращение во вторичное сырье значительно снижают потребности в новых разработках недр. А в условиях постоянного увеличения стоимости первичных природных ресурсов повышается рентабельность использования вторичных ресурсов.

Стоимость сжигания отходов, долл./т

Страна

Захоронение

Сжигание

Испания

18

40

Финляндия

18

40

Великобритания

30

58

Швейцария

58

58

США

40

60

Франция

22

60

Ирляндия

40

61

Норвегия

80

120

Дания

58

121

Нидерланды

56

120

Германия

60

130

Ишков А.Г., Рыбальский Н.Г., Грачев В.А. Экологическая культура. – М.: РЭА, 2015. – 416 с.


От шин к топливу

В современной отрасли добычи полезных ископаемых широко используют изделия содержащие резину: автомобильные покрышки, шины для крупногабаритной техники (КГШ), конвейерные ленты и др. резинотехнические изделия (РТИ).

После окончания срока службы эти отходы обычно не утилизируются, а складируются, в лучшем случае, на специализированных полигонах. При этом часто их просто оставляют на прилегающих к автодорогам территориях чтобы сэкономить на транспортировке. Это наносит большой урон окружающей среде, землям сельхозназначения, так как резина относится к одному из самых стойких материалов по разложению в природе. Необходимо более 100 лет, чтобы она разложилась.

Наиболее проблематичной в России является утилизация КГШ, так как в нашей стране до сих пор не было установок для их переработки.

На сегодняшний день, одним самых перспективных методов переработки изношенной резины является пиролиз – термическое разложение органических соединений в бескислородной среде (прошу не отождествлять со сжиганием). Это позволяет перевести опасные отходы в высококачественное вторичное сырье, которое может быть вновь использовано в промышленности.

Действующий завод в Ленинградской области по переработки РТИ может переработать 5000 т отходов в год. При этом технологический процесс является цикличным. Из 5000 т отходов получается: 1920 т пиролизного масла (более качественный аналог мазута М100, превосходит его по своим характеристикам и свойствам) – при сжигании пиролизная жидкость выделяет больше тепла (на 25-30%), имеет значительно меньшую вязкость и не замерзает при температуре до – 33о С; применение пиролизного масла в котельных не требует их специальной доработки или переоборудования); 1500 т технического углерода; 800 т металлокорда.

И это при объеме инвестиций в проект размере 73 млн руб. с годовым доходом 19 млн рублей.

Заключение

К сожалению, в России разучились мечтать, ставить перед собой прорывные, лидерские задачи. Санкции и членство страны в ВТО не оставляет российскому предпринимательству иного выхода, нежели опережающее развитие.


Елена ЕСИНА, к.э.н., председатель Комиссии по общественной оценке нормативно-правовых актов, качества госуслуг, антикоррупционной и кадровой работы Общественного совета при Минприроды России, президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей в сфере охраны окружающей среды «Русрециклинг»

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru