Продовольственная безопасность Союзного государства
22.06.2022 14:15:00
От редакции: представляем краткий вариант доклада замдиректора Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова (ЕЦПБ) Романа Ромашкина на Международной научно-практической конференции «Стратегия развития Союзного государства в условиях глобальных геополитических тенденций» (Москва, 12-13 апреля 2022 г.).
Обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства являются приоритетными направлениями политики на глобальном, региональном и национальном уровнях. В настоящее время Беларусь и Россия значительно нарастили объемы производства продовольствия и от задач, связанных с повышением уровня самообеспеченности, перешли к решению вопросов экономической доступности продовольствия для социально уязвимых групп населения, наращивания экспорта, устойчивого развития сельских территорий, повышения качества продовольствия, минимизации продовольственных потерь и пищевых отходов.
Россия и Беларусь – один из ведущих производителей аграрной продукции в Евразийском регионе. Площадь пахотных земель в расчете на душу населения в Беларуси составляет 0,6 га, в России – 0,8 га, что существенно выше среднемирового показателя 0,2 га на человека. В 2021 г. в Беларуси произведено сельскохозяйственной продукции на 25 млрд белорусских руб. или $9,8 млрд, в России – на 7 572,3 млрд руб. или $102,6 млрд. Удельный размер производства сельхозпродукции в расчете на душу населения в Беларуси составляет $1043, в России – $712.
В Беларуси достигнуты довольно высокие уровни самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Самообеспеченность по молоку составляет 256%, мясу – 135%, яйцу – 126%, картофелю – 100%, овощам и бахчевым – 102%. Недостаточные уровни самообеспеченности по фруктами и ягодам (67%), рыбе (12%). АПК России практически в полном объеме обеспечивает фактическую потребность населения страны в зерне, растительном масле, сахаре и мясе. Яиц производится свыше 95% от потребностей, картофеля – около 90%, овощей – 86%. Недостаточная обеспеченность внутренним производством на уровне ниже 85% наблюдается по фруктам и молоку.
В 2020 г. объем белорусского агропродовольственного экспорта достиг $5,7 млрд, из которых около 60% приходится на мясомолочную продукцию. В 2021 г. экспортные поставки агропродовольственной продукции России достигли $32,6 млрд.
Несмотря на впечатляющие результаты в производстве и экспорте агропродовольственной продукции, рассматриваемые страны отличаются невысокими темпами прироста добавленной стоимости в сельском хозяйстве – за период 2015-2020 гг. они составили в Беларуси 1,7, в России при среднемировом показателе 2,6. Невысокие темпы увеличения добавленной стоимости в аграрном секторе, а следовательно, зарплат и прибыли сельхозпроизводителей, замедляют процессы технологической модернизации производств, препятствуют прогрессу в области обеспечения продовольственной безопасности и улучшения питания сельских жителей. Очевидно, в условиях усиления санкционного давления на экономики России и Беларуси, падения обменных курсов национальных валют необходимо существенное увеличение господдержки для обеспечения конкурентоспособности и недопущения сокращения инвестиций в АПК. Кроме того, повышению добавленной стоимости в сельском хозяйстве и устойчивости продовольственных систем способствуют программы развития инфраструктуры товарных рынков и внедрение цифровых технологий.
Положительная динамика аграрного производства позволила России и Беларуси улучшить свои позиции в рейтинге 113 стран мира по индексу глобальной продовольственной безопасности. В 2021 г. Россия в указанном рейтинге заняла 23 место, а Беларусь – 36 место. Беларусь совсем немного уступает Китаю, который занимает 34 место в рейтинге. За последние 10 лет интегральный индекс продовольственной безопасности увеличился в России на 9,4 баллов (с 65,4 до 74,8), в Беларуси – на 6,9 баллов (с 64,0 до 70,9).
Несомненно, глобальный индекс продовольственной безопасности является весьма полезным и востребованным инструментом, отражающим различные аспекты продовольственной безопасности. Однако он не в полной мере учитывается специфика региона, присутствуют субъективные оценки, отсутствует информация в разрезе основных продуктовых групп. Этим обусловлена целесообразность формирования комплексной системы мониторинга состояния продовольственной безопасности и оценки рисков в соответствии с положениями Концепции повышения продовольственной безопасности государств СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 г., а также гармонизации подходов государств СНГ к мониторингу и оценке продовольственной безопасности в целях возможности осуществления межстрановых сопоставлений.
Среди первоочередных мероприятий, необходимых для решения указанных задач – разработка единого методологического подхода для определения странами СНГ научно обоснованных (рациональных) норм потребления основных продуктов питания в зависимости от потребностей различных половозрастных групп населения в микро- и макронутриентах, содержащихся в репрезентативных продуктах, с учетом исторических и культурных особенностей национальных диет, а также проведение мониторинга и комплексной оценки состояния продовольственной безопасности по отдельным ее аспектам: наличию продовольствия, его доступности, полноценности питания и устойчивости продовольственной системы.
Для этих целей специалисты ЕЦПБ разработали системы интегральной оценки продовольственной безопасности. Анализ динамики продовольственной безопасности в фокусных странах Евразийского региона показал, что за период с 2013 по 2020 гг. состояние продовольственной безопасности улучшилось в Армении, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Значения интегрального индекса продовольственной безопасности для России снизились, хотя с 2015 по 2019 гг. имела место позитивная динамика этого показателя. Наилучшим состоянием продовольственной безопасности по интегральному индексу продовольственной безопасности характеризуется Беларусь, наихудшим – Таджикистан.
Ни в одной стране Евразийского региона не сформировано достаточных объемов предложения по основным группам продовольственных товаров в соответствии со среднефизиологическими нормами их потребления. В России наличие продовольствия составляет от рассчитанной по среднефизиологическим нормами потребления потребности, 89,8%, Беларуси – 92,2%, в то время, как в Таджикистане – 63,5% Кыргызстане – 69,9%. – Это является следствием низкой экономической доступности продовольствия в Таджикистане и Киргизстане в силу высокого уровня бедности и дифференциации населения по доходам. В целом за рассматриваемый период в большинстве стран ситуация в области наличия продовольствия по среднефизиологическим нормам питания улучшилась. В России наблюдается некоторое ухудшение индекса наличия продовольствия. По итогам 2020 г. на внутреннем рынке Беларуси и России достаточно картофеля, мяса и мясопродуктов, сахара, растительного масла и хлебопродуктов для питания населения по среднефизиологическим нормам. В России наблюдается недостаток фруктов, овощей, молока и молокопродуктов, а также рыбы и рыбопродуктов. В Беларуси недостаточно предложение молока и молокопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов. При этом Беларусь полностью обеспечивает себя всеми продуктами питания за исключением фруктов и рыбы.
Весьма показателен пример по молоку и молокопродуктам, торговля которыми занимает ведущие позиции в структуре взаимных поставок агропродовольственной продукции Союзного государства. Производство сырого молока в Беларуси составляет 7,7 млн тонн. Для питания по среднефизиологическим нормам необходимо потреблять 3,7 млн тонн. Однако фактическое потребление меньше вследствие экспорта молока и молокопродуктов в размере 4,8 млн тонн. Получается, индекс самообеспеченности Беларуси молоком составляет 1,8, а индекс наличия – только 0,6. При этом 85% экспорта белорусского молока и молокопродуктов поставляется на российский рынок, вследствие чего в России индекс наличия (0,7) превышает индекс самообеспеченности (0,6).
С учетом разработанных ЕЦПБ методологических подходов, для внедрения системы мониторинга и оценки продовольственной безопасности на Евразийском пространстве научному сообществу предстоит усилить координацию действий и совместную работу по следующим направлениям:
– разработка единого методологического подхода для определения государствами научно обоснованных норм потребления основных продуктов питания для различных половозрастных групп с учетом исторических и культурных особенностей диет населения;
– разработка информационно-аналитической системы мониторинга и оценки продовольственной безопасности;
– подготовка комплексного аналитического обзора по вопросам продовольственной безопасности и перспективным направлениям развития продовольственных систем государств Евразийского региона.
Эффективным способом усиления координации является институализация работы по указанным направлениям на площадке ЕЭК.
Роман РОМАШКИН, к.э.н., замдиректора ЕЦПБ МГУ