Поиск:

Концепция экологического просвещения и формирования экокультуры

22.06.2022 14:15:00 

От редакции: Представляем для обсуждения проект Концепции экологического просвещения и формирования экокультуры для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, разработанный руководителем Центра устойчивого развития и здоровья среды Института биологии развития, чл.-корр. РАН Владимиром Захаровым.

Актуальность

Важность проблем экологической безопасности и качества жизни в экологическом измерении, в принципе, принимается всеми. В то же время решение жизненно важных задач социально-экономического развития страны обусловило негласную, но вполне определенную недооценку значимости этих вопросов в обществе. Обеспечение дальнейшего развития страны по пути гармонизации интересов развития экономики и требований экологической безопасности предполагает целенаправленную работу по формированию экологической культуры населения.

Ключевая роль экологии в определении приоритетов современного развития

Экология, как наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, механизмах поддержания гармонии в окружающем мире, во многом определяет приоритеты современного развития. Сегодня от нее зависит не только сохранение природы, но и само существование человека, успешность выполнения любых планов развития. Экологический подход все больше определяет наше отношение к миру и к себе, составляет основу мировоззрения, поведения и культуры. Это связано со все возрастающей социально-экономической значимостью экологических проблем, включая изменение климата, исчерпание ресурсов, загрязнение среды. Осознание необходимости вписать наши все возрастающие потребности в естественные возможности планеты для обеспечения баланса техно- и биосферы, привело к формированию парадигмы устойчивого развития, принятой сегодня на уровне мирового сообщества в качестве магистрального пути дальнейшего развития. Экологические требования лежат в основе современного инновационного развития, политики, экономики и права, что определяет приоритетность вопросов экологии в области образования и культуры.

Российская Федерация признает значимость экологических проблем, включая проблему изменения климата, и активно участвует в разработке и реализации программ мирового сообщества по устойчивому развитию. Успехи социально-экономического развития страны позволили принять решение о переходе Российской Федерации на модель экологически устойчивого развития, но как показывает практика, успешное продвижение по такому пути, как и реализация конкретных проектов по улучшению качества окружающей среды, возможны лишь на фоне высокого уровня экологической культуры населения. Этим и определяется острая необходимость уделить особое внимание формированию современной системы экологического образования и просвещения.

Ключевая роль экологических представлений в формировании мировоззрения и культуры поведения

Особенность экологического образования и просвещения определяется тем, что современные экологические представления опираются практически на все естественные науки и находят все большее выражение в социальных науках. Экология выступает не только как самостоятельное научное направление, но и как основа мировоззрения и поведения, принятия практических решений. Эта особенность предполагает соответствующее изменение отношения к экологии в сфере образования и просвещения, определяет направления реализации задачи формирования экологической культуры, от получения обязательных знаний по экологии до формирования системы экологических представлений в качестве основы современной научной картины мира и системы поведения. Для этого необходимо обновление содержания экологического образования и просвещения, приоритетных форм деятельности и подготовки кадров.

В области определения нового содержания экологического образования и просвещения необходимо его расширение в соответствии с современными представлениями об экологии как основе естественно-научной картины мира и концепции устойчивого развития. В методическом плане это означает не только обеспечение получения обязательных знаний в области экологии, но и экологизацию всей системы образования и просвещения, включая как естественно-научные, так и общественные дисциплины. Необходимость решения задачи формирования экологической культуры населения предполагает широкий фронт эколого-просветительной работы. Приоритетной задачей для обеспечения экологического образования и просвещения на всех уровнях является создание системы подготовки педагогов с профессиональной компетенцией в области экологии.

Назначение Концепции

Назначение Концепции состоит в определении приоритетных направлений деятельности и ключевых механизмов формирования экологической культуры (включая экологическое мировоззрение и экологически грамотное поведение). Стратегической целью экологического образования и просвещения является формирование человеческого потенциала для устойчивого социально-экономического развития страны (на основе устойчивого природопользования, обеспечения роста качества жизни и развития личности), позиционирование Российской Федерации, как страны экологически устойчивого развития на основе инновационной экономики и бережного отношения к природе, как экологического донора планеты. Это буде способствовать обеспечению национальной экологической безопасности, международного престижа и конкурентоспособности страны, повышению гражданской идентичности и консолидации общества.

Целевыми показателями являются индикаторы устойчивого развития, включая показатели устойчивого природопользования и охраны природы (это показатели энергоэффективности и природоемкости производства, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, утилизации отходов, площади сохраненных лесов и других природных экосистем), повышения качества жизни на основе повышения качества среды, уровня развития личности.

Экологическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общей культуры, определяющая возможность благополучного развития человека, общества и государства. Успех формирования экологической культуры определяется уровнем общей культуры, включая духовные и нравственные принципы. Развитие экологической культуры включает формирование экологического сознания и экологически грамотного поведения, которые должны войти в качестве основы современной картины мира и культуры поведения личности. Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества, личной заинтересованности граждан.

Приоритетные направления и механизмы реализации

Формирование национальной системы экологического образования и просвещения населения предполагает включение экологического приоритета в политику, идеологию страны, его отражение в стратегии и планах социально-экономического развития, в программах и проектах, развитие эколого-просветительской деятельности по линии министерств и ведомств, связанных с использованием природных ресурсов, образованием и культурой, наукой, а также региональных администраций и муниципальных образований.

Современная система образования и просвещения, нацеленная на формирование экологической культуры, включает обеспечение экологических знаний, формирование основ мировоззрения и навыков экологически грамотного поведения (нацеленного на минимизацию экологического и углеродного следа для гармонизации отношений человека и природы). Обеспечение основ экологических знаний и их естественно-научное и социальное звучание осуществляется применительно к возрастным особенностям и образовательному уровню, от общих представлений о механизмах обеспечения гармонии в окружающем мире и отношений человека и природы до современных технологий инновационного развития и экономики знаний для обеспечения устойчивого развития. Необходимо обеспечение знаний о глобальных экологических проблемах, включая проблему изменения климата, и роли Российской Федерации, как страны самого большого природного богатства (включая природные ресурсы и экосистемные услуги), в их решении, реализации Повестки дня по устойчивому развитию до 2030 года и Парижского соглашения по климату.

Система экологического образования и просвещения охватывает все категории граждан и осуществляется на всех этапах, от дошкольного до пенсионного возраста. Необходимо включение в государственные образовательные стандарты современных основ экологических знаний (включая глобальные экологические проблемы, изменение климата и обеспечение устойчивого развития). Углубленное изучение экологии в ключе обеспечения связи экологических представлений с практикой устойчивого развития осуществляется как по линии развития дополнительного образования, приоритетами которого являются проектная деятельность и олимпиадное движение, так и по линии просветительской деятельности. В системе среднего профессионального и высшего образования и просвещения необходимо включение основ экологических знаний применительно к конкретному виду деятельности в качестве необходимого звена в систему подготовки и переподготовки кадров, курсов повышения квалификации. Приоритетными категориями граждан являются лица, принимающие решения, а также специалисты в области природопользования, охраны природы и обеспечения экологической безопасности.

Приоритетным направлением системы просвещения является развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, библиотек, музеев и других учреждений образования, науки и культуры. Это предполагает широкое привлечение к этой работе не только специалистов-экологов, но и представителей культуры, творческих союзов.

Для пропаганды экологической культуры и этики необходима разработка Национального образа экологического поведения (на основе этического кодекса устойчивого развития Хартия Земли), определение экологии в качества важного направления национально-патриотической работы, обеспечение социальной рекламы экологически грамотного поведения, организация информационной поддержки со стороны СМИ для разных социальных групп населения, широкое использование современных средств коммуникации, социальных сетей.

Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил общества в решении экологических проблем на основе общности интереса в обеспечении благоприятной окружающей среды и устойчивого развития. Это предполагает поддержку просветительской деятельности по линии различных социальных программ и акций, реализации таких инициатив как «зеленый» двор, «зеленая» школа, «зеленый» кампус, «зеленый» офис, «зеленая» экономика и другие; экологической активности населения как приоритетного направления деятельности гражданского общества, широкого общественного и, в особенности, молодежного движения; инициатив бизнеса по экологической ответственности, включая Глобальный договор, отчетность по устойчивому развитию.

Необходима разработка содержания, программ, учебных и информационных материалов для реализации системы экологического образования и просвещения на всех уровнях, подготовка кадров, необходимых для организации этой работы (включая педагогов, журналистов и социальных работников), на основе широкого привлечения представителей современной науки и культуры.

Управление, координация и финансирование

Реализация Концепции осуществляется Минприроды России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минкультуры России. В регионах эта работа осуществляется профильными органами исполнительной власти, а также местными органами самоуправления. К этой работе активно привлекаются неправительственные организации.

Для оказания информационной, методической и организационной поддержки специалистам и населению создаются информационно-методические центры по экологическому просвещению и формированию экологической культуры. Такие центры создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе учреждений образования, науки и культуры.

Необходимо обеспечение управления и координации межведомственной и межсекторальной (включая представителей власти, бизнеса и общества) эколого-просветительской деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Реализация Концепции осуществляется за счет средств бюджета, благотворительных программ и развития волонтерского движения

Реализация Концепции

Настоящая Концепция определяет основы для разработки Стратегии развития системы экологического просвещения и формирования экологической культуры и Плана по ее реализации.

Формирование системы экологических представлений как основы современной научной картины мира и поведения для обеспечения устойчивого развития страны должно быть отражено в качестве приоритетного направления в Стратегии развития образования Российской Федерации и других документах стратегического планирования.

Владимир ЗАХАРОВ, чл.-корр. РАН

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru