Поиск:

ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

22.06.2022 14:16:00 

Почвы – основа получения первичной продукции АПК, функционирования не только продовольственных, но всех наземных экосистем определенного пространственного уровня, а так же и потенциальный источник секвестрации углерода и азота, входящих в состав парниковых газов.

В России за период с 1990 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась с 638 млн га до 383 млн га, а площадь пашни – со 132 млн га до 116 млн га. За 30 лет переведены в лесной фонд 231 млн га земель сельскохозяйственного назначения. При этом площадь посевов – около 80,0 млн га, а паров – до 12,0 млн га. Сравнение данных разных источников свидетельствует об отсутствии в них точной информации. Использование 24 млн га пашни остается вне проводимого опросным путем с мест учета. В государственной системе экологического мониторинга отсутствует точная и исчерпывающая информация. Почвы и их характеристики, существующие на участках земель сельскохозяйственного назначения, которые используются в агропроизводстве или являются резервом для его расширения, не имеют должного отражения.

Федеральным законом от 30.12.2021 №475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены изменения в Федеральный закон от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», направленные на развитие государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и создание государственного информационного ресурса.

В ст. 15 Федерального закона №475-ФЗ определены цели и задачи, силы и средства для госучета показателей состояния плодородия земель сельхозназначения, а так же включения этих сведений в государственный реестр. В ст. 15.1 закреплено, что он представляет собой государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения и об их использовании. В госреестр в качестве дополнения помещаются сведения, предоставляемые в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Порядок ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, состава содержащейся в нем информации, а также порядка ее предоставления (в т.ч. внесения изменений в сведения) устанавливается Правительством РФ. Реестр выступает необходимым источником данных для проведения мероприятий по земельному надзору, а также государственным информационным ресурсом, содержащим подтвержденные в ходе проведения государственного земельного надзора сведения о фактическом использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Государственный мониторинг этих земель является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), где осуществляются поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения. Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга, подлежит внесению в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения. Его ведение осуществляется Минсельхозом России посредством Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданной и функционирующей в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Считается, что будет создан инструмент, позволяющий осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающий оперативное получение актуальных и достоверных сведений о них, а также пригодности земельных участков в составе таких земель для сельскохозяйственного производства. Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 марта. Необходимые подзаконные акты надо подготовить и принять, а планируемую систему еще только предстоит создать.

При этом возникает ряд вопросов: чем она будет отличаться от существующих сейчас и как будет осуществляться межведомственное информационное взаимодействие?

Оптимальным представляется вариант, когда используется единая электронная картографическая основа, создаваемая и обновляемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии, на которой воспроизводятся границы земель и участков, в том числе сельскохозяйственных угодий и земель сельскохозяйственного назначения.

В 2022 г. в национальном проекте «Экология» должен появиться новый федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды». Как будут связаны все эти системы, и на какой платформе будут создаваться? Как будет стандартизован сбор и обмен информацией? Для пространственных данных возникает серьезная проблема пресечения и наложения контуров, как и каким образом, будут определяться границы? В изученных нормативных документах и методических материалах ответа на поставленные вопросы найти не удалось.

Напомним, что в настоящее время действует приказ Росреестра от 22.07.2021 №П/0315 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» (зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2021 №66259). Он осуществляется Росреестром с целью своевременного выявления изменений состояния земель, оценки и прогнозирования этих изменений, выработки предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия.

Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением, а так же мониторинг состояния земель. В его рамках осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением отходами производства и потребления, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель. Выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, а также видов разрешенного использования.

Учитываются изменения качественных характеристик земель под воздействием: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания и загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других природных процессов и явлений.

Необходимые сведения получаются с использованием: дистанционного зондирования Земли из космоса или с борта воздушного судна, в том числе беспилотного; наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных); сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; землеустроительной документации; сведений о количестве земель, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления; данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления; данных государственного лесного реестра, создание которого предусмотрено ст. 91 Лесного кодекса РФ; и иных данных, содержащихся в информационных системах.

Отдельно следует выделить результаты обновления единой электронной картографической основы (дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов). Ее создание и поддержка предусмотрено ст. 20 Федерального закона от 30.12.2015 №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения.

Здесь возникает вопрос о наблюдаемых параметрах и показателях: насколько адекватно и полно они позволят оценить состояние почв?

По ее результатам составляются доклады (в том числе ежегодный государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель), аналитические записки, содержащие прогнозы и рекомендации, с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Государственный мониторинг земель может осуществляться с использованием автоматизированной информационной системы, являющейся подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Ее наличие предусмотрено ст. 63.1 Федерального закона от 10.01.2002. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Тематические карты состояния и использования земель, материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества, инвентаризации земель, полученные в ходе мониторинга, хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, в порядке, установленном в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».

Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии руководит непосредственно Правительство РФ (Указ Президента РФ от 21.01.2020 №21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Она наделена полномочиями проведения землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти; федерального государственного надзора в области землеустройства; государственного мониторинга земель в РФ (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственного земельного надзора и т.д.

Росреестр не имеет функций управления земельными и почвенными ресурсами и не несет ответственность за их нерациональное использование, а закрепленная статьями 9-11 вышеупомянутого закона деятельность по землеустройству им практически не осуществляется.

Для сельских территорий РФ нет требований по обязательному проведению землеустройства на всех площадях, где ведется (или временно не ведется) агропроизводство. В имеющихся схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планах поселений и городских округов, земли сельскохозяйственного назначения представлены единым массивом. Для них отсутствует собственное зонирование и соответствующие правила землепользования. Большие площади земель, в том числе, сельскохозяйственного назначения, в нашей стране фактически до настоящего времени никак не разграничены.

Современный период характеризуется намерением усовершенствовать и упростить действующий порядок определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков. Их виды предполагается установить регламентами использования территорий. Для этого так же нужно создание работающей системы землеустроительного обеспечения, решающей новые целевые задачи.

Д.М. ХОМЯКОВ, проф. кафедры

общего земледелия и агроэкологии МГУ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru