Поиск:

К 30-летию критериев оценки экообстановки

09.02.2023 23:19:00 

30 лет назад 30 ноября 1992 г. Минприроды России были утверждены «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия», согласованные с представителями 18 заинтересованных министерств, ведомств и научных организаций.

Решение проблем территорий, соответствующих зонам экологического бедствия, было начато Минприроды СССР еще в 1990 г. в связи с Аральским кризисом. В тот период под руководством замминистра В.Ф. Костина Главным управлением науки Министерства (начальник, д.б.н. Н.Г. Рыбальский, замначальника, к.г.-м.н. Н.П. Морозов, нач. отдела, к.б.н. В.Н. Кузьмич) были разработаны показатели состояния окружающей среды и здоровья населения для выделения на территории бассейна оз. Арал зоны экологического бедствия. Несмотря на то, что научно-обоснованные данные Госкомгидромета, Минприроды, Минздрава, Минсельхоза, Миннауки и др. союзных министерств и ведомств не всегда совпадали с данными, представляемыми среднеазиатскими республиками, проект границ зоны был согласован с администрациями республик Средней Азии, но события 1991 г. в нашей стране не позволили придать этой территории официальный статус зоны экологического бедствия (именно 19 августа 1991 г. мы с В.Ф. Костиным должны были согласовать этот проект с Госпланом СССР).

В ранее действующем Законе РCФCР «Об охране окружающей природной среды» (раздел VIII «Чрезвычайные экологические ситуации») были установлены две статьи, согласно которым участки территории», «где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных», объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации (ст. 58); и участки территории, «где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны», объявляются зонами экологического бедствия (ст. 59).

В порядке реализации положений указанного Закона Правительство РФ распоряжением от 05.04.1992 г. № 659-р (п. 3) поручило Минэкологии России совместно с Миннауки России и др. заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 декабря 1992 г. разработать научнообоснованные критерии выделения территории, объявляемой зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия. Выполнение данного распоряжения вначале было поручено Главному управлению госэкоэкспертизы, которое курировал первый замминистра экологии, д.г.-м.н., проф. Ю.М. Арский (ныне – акад. РАН), но затем учитывая сложность поставленной задачи, которую надо было решить в очень короткий срок с привлечением большого числа научных коллективов, его выполнение было поручено Главному научно-техническому управлению Минэкологии России, которое курировал замминистра Н.Г. Рыбальский. К сожалению, тема НИР, поставленная перед ВНИИприродой по данной проблеме, несмотря на значительный объем средств, учитывая ее сложность и чрезвычайную ограниченность во времени (5 месяцев), не дала существенных положительных результатов. Пришлось замминистра, и.о. начальника Главка Н.П. Морозову и замначальника Главка В.Н. Кузьмич закрываться в кабинете на трое суток, чтобы выдать первую редакцию документа, который затем обсуждался на специально созданной Рабочей группе, включающей более 60 ученых и специалистов научных учреждений РАН, РАМН, РАСХН, Минздрава, Минсельхоза и Минэкологии России, Роскомгидромета, Роскомрыболовства, Геолкома, Росстандарта России, а также МГУ им. М.В. Ломоносова.

Разработанные критерии характеризуют состояние объектов окружающей среды и здоровья населения на территориях с высоким уровнем загрязнения окружающей среды в результате длительного негативного антропогенного воздействия (с периодом не менее трех лет по оценке состояния природных объектов и компонентов окружающей среды и года по оценке состояния здоровья населения). Количественные показатели критериев разделены на «основные» и «дополнительные». Состояние территории должно оцениваться по основным показателям с учетом дополнительных.

Отдельные критерии были установлены не только на основании научных данных, но и на основании экспертных оценок специалистов соответствующей области знаний. Оценка состояния здоровья населения и объектов окружающей среды дана в «Критериях…» по сравнению с «фоном», за который принято относительно удовлетворительное, благополучное экологическое состояние в регионе (условная норма).

В документе мы не стали рассматривать стихийные природные бедствия (землетрясения, сели, цунами и др.), техногенные аварийные ситуации (взрывы, разливы нефти, пожары и т.д.), геохимические аномалии, природно-очаговые заболевания, а также факторы воздействия на здоровье человека (электромагнитное излучение, вибрации и шумы).

Следует особо подчеркнуть, что разработанные «Критерии… » рассматривались нами как временный документ, требующий доработки после его апробации. Но мы уже отмечаем 30-летие, а уточнений так и не было сделано.

Состояние здоровья населения оценивалось в совокупности с показателями загрязнения атмосферного воздуха, вод и почв. К основным медико-демографическим показателям относили заболеваемость, детскую смертность, медико-генетические нарушения, специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды. Показатели сравнивались с аналогичными показателями на контрольных (фоновых) территориях в этих же климато-географических зонах. В качестве фоновых территорий принимались населенные пункты, на которых фиксируются наиболее благоприятные значения медико-демографических показателей (раздельно для городского и сельского населения). Предпочтительны показатели, рассчитываемые за 10 лет и(или) их динамика за этот период. При подготовке материалов по медико- демографическим показателям обязательно представление полного первичного материала, на основе которого ставился вопрос об отнесении территории к зонам экологического неблагополучия.

Представляемые материалы должны были содержать полную информацию по разделу «Основные показатели» и, по возможности, – по разделу «Дополнительные показатели». Могли быть представлены другие материалы, характеризующие состояние здоровья и влияние на него загрязнения окружающей природной среды.

Определение зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия осуществлялось по одному или нескольким основным и дополнительным показателям, отражающим более высокую степень экологического неблагополучия.

Было также определено, что при использовании «Критериев… » необходимо учитывать то, что сбор материалов должен осуществляться на основе стандартных и общепринятых методов с обязательной статобработкой данных; лаборатории, где проводится анализ данных, должны иметь госаттестацию и сертификат соответствия. На этапе проведения экспертизы возможно использование более широкого перечня критериев и показателей, а также применение специальных методов исследований.

В соответствии с приказом Минприроды России в 1993-1996 гг. была проведена апробация «Критериев…» и подготовлены материалы на госэкоэкспертизу по городам, которые инициировали придание им статуса зон с неблагополучной экологической обстановкой: Астрахань, Дзержинск, Медногорск, Новочеркасск, Кирово-Чепецк, Каменск-Уральский, Череповец, Чапаевск, Дзержинский (Московской обл.), Магнитогорск, Карабаш, Ангарск, Шелехов, Усолье Сибирское, Липецк, Новомосковск, Тула.

Управлением госэкоэкспертизы Минприроды России (начальник Г.С. Чегасов) была организована экспертиза материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание им статуса зон эконеблагополучия, и проектов федеральных программ по неотложным мерам и мероприятиям по улучшению состояния окружающей среды, санэпидобстановки и здоровья населения.

На основании заключений госэкоэкспертизы было установлено соответствие 11 городов статусу зоны чрезвычайной экологической ситуации и г. Карабаш (Челябинская обл.) – зоне экологического бедствия. Статусу зоны чрезвычайной экологической ситуации соответствовали города, в которых, прежде всего, зафиксирован высокий уровень загрязнения окружающей среды канцерогенным бенз(а)пиреном. Это Череповец, Каменск-Уральский, Шелехов, Братск – где расположены алюминиевые заводы. Это Нижний Тагил и Медногорск, где находятся крупные металлургические заводы; «никелевый» Орск; «диоксиновый» Чапаевск; гг. Ангарск и Новокуйбышевск – с нефтеперерабатывающими предприятиями; г. – Новочеркасск, где находится крупнейший в Европе электродный завод. Карабаш – город с населением 15 тыс. чел. (ныне – 10,5 тыс. чел.) по состоянию здоровья населения, загрязнению атмосферного воздуха, почвы соответствует зоне экологического бедствия. Главный источник загрязнения – медеплавильный комбинат, основанный еще в 1910 г. Свинец превышал норматив ПДК в 50-129 раз; содержание кадмия в воде превышало гигиенический норматив в 10 раз.

Комплексные эколого-эпидемиологические обследования на основании «Критериев ...» получили активную поддержку на территориях.

Минприроды России (1996-2000 г. – Госкомэкологии России) во исполнение поручений Администрации Президента РФ и Правительства РФ проводило совещания по вопросу вывода городов из кризисной экологической ситуации с представителями администраций этих городов, аппарата Президента РФ, Правительства РФ, заинтересованных министерств и ведомств, депутатами Госдумы. Согласно решения совещаний (март, май 1996 г.; апрель 1997г.) были:

– разработаны и направлены в Администрацию Президента РФ проекты указов Президента РФ «Об оздоровлении территорий РФ с кризисной экологической ситуацией» и «Об объявлении территории городов Братск Иркутской области, Нижний Тагил и Каменск-Уральский экспериментальными зонами по отработке механизма вывода территорий из чрезвычайной экологической ситуации»;

– подготовлены предложения в Правительство РФ о создании Межведомственной правительственной комиссии по решению проблем территорий с кризисной экологической обстановкой; в качестве рабочего органа Комиссии была предложена Межведомственная рабочая группа при Минприроды России и разработан проект положения о ней;

– разработаны проекты руководящих документов: «О порядке объявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия »; «Положения о зонах чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» (до принятия ФЗ о зонах экологического бедствия); Федеральный список экологически кризисных территорий России»; «Указания по проведению ГЭЭ при определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации»; предложения по внесению дополнений и изменений в «Критерии…» на основании проведенной апробации; проект порядка проведения работ по комплексной оценке экологической обстановки для выявления зон экологического кризиса и экологического бедствия.

Было предложено просить Президента РФ рассмотреть проекты указов Президента «Об объявлении территории гг. Братск Иркутской области, Нижний Тагил и КаменскУральский Свердловской области, Магнитогорск Челябинской области зонами чрезвычайной экологической ситуации и г. Карабаш – зоной экологического бедствия», начать объявлять «зоны» именными указами Президента РФ.

Впервые для оценки эколого-эпидемиологического состояния территорий был применен комплексный подход к оценке здоровья населения и состояния окружающей среды. В результате огромной работы и совместных усилий представителей администрации городов, госслужащих, специалистов-экспертов и ученых фактически был разработан механизм по решению проблем территорий с кризисной экологической обстановкой.

В целях решения проблем территорий – зон экологического бедствия, Госдумой был разработан и подготовлен к первому чтению законопроект «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории». На этом решение проблем территорий, соответствующих зоне экологической чрезвычайной ситуации и зоне экологического бедствия в соответствии с законодательством закончилось.

Действующим ФЗ от 01.01.2002 г. №7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды, в ст. 57 установлено, что «Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия». К законодательству о зонах экологического бедствия относится ст. 67 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 02.08.2019), согласно которой «в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды зонами экологического бедствия … могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды».

В декабре 2009 г. на XXXIII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был принят Модельный закон «О законах экологического бедствия» о статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории.

Так что, ответ на вопрос «Есть ли зоны экологического бедствия на территории России?» остается открытым.

В.Н. КУЗЬМИЧ, к.б.н., Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru