Праздники и будни гидрологов МГУ
27.03.2009
Источник: Надежда Пупышева, Природно-ресурсные ведомости №3 (342), март 2009
Всемирный день воды отмечается с 1993 г. Он проводится по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО 22 марта, является профессиональным праздником для всех, кто работает в сфере водного хозяйства: мелиораторов, гидротехников, управленцев, ученых, занимающихся различными аспектами формирования и использования водных ресурсов, изучением опасных гидрологических явлений. В их число также входят преподаватели и научные сотрудники, готовящие кадры для решения различных водохозяйственных задач, в частности, представители географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ученые и преподаватели кафедры гидрологии суши и лаборатории эрозии почв и русловых процессов.
О некоторых особенностях их труда, перспективах и проблемах развития гидрологической науки на факультете и в стране, современного этапа водохозяйственного комплекса России рассказал завкафедрой гидрологии суши, проф. Н.И. АЛЕКСЕЕВСКИЙ.
− Николай Иванович, кафедра в 1943 г. С.Д. Муравейским. В какой степени направления развития кафедры совпадали с общим вектором развития гидрологической науки в стране?
− Если обратиться к опыту подготовки гидрологов в других странах, то окажется, что таких специалистов обычно готовят в технических вузах. Многое в их профессии связано с работой инженеров. Такова и современная практика подготовки гидрологов во многих государствах Западной Европы, Америки. В нашей стране до Великой Отечественной войны гидрологов готовили в гидрометеорологических институтах. Они работали в разных специализированных институтах, главным из которых был Государственный гидрологический институт (ГГИ), организованный в далеком 1919 г. в г. Санкт-Петербурге.
Ситуация изменилась с началом войны. Военные действия потребовали резкого увеличения числа специалистов в области прогнозирования гидрологических процессов и явлений на реках и озерах, планирования и ведения военных действий в условиях изменчивости водного, ледового, руслового режима водотоков и водоемов. Поэтому было принято решение открыть подготовку гидрологов и на географических факультетах госуниверситетов. В настоящее время в России действует единственный в стране факультет гидрологии в Российском государственном гидрометеорологическом университете (Санкт-Петербург) и кафедры географических факультетов классических университетов в гг. Владивосток, Воронеж, Иркутск, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Томск, Уфа. Кафедре гидрологии суши Московского государственного университета в этом году исполнится 65 лет со дня начала ее работы. Этапы развития кафедры довольно тесно связаны с жизнью нашей страны и работой выдающихся ученых и преподавателей.
Открытие кафедры гидрологии в МГУ сопровождалось приходом на географический факультет преподавателей, большинство которых не имело базового географического образования. Поэтому одной из сторон их научной и преподавательской работы в те далекие годы стала адаптация опыта и знаний инженеров в области гидрометеорологии к базовой подготовке географов. Важнейшей составляющей этой процесса стало развитие теории речного стока, как географического фактора, объединяющего через потоки воды, наносов, химических веществ, биологических субстанций, тепла и, частично, гидравлической энергии все компоненты природных ландшафтов. Эта задача была успешно решена основателем кафедры С.Д. Муравейским и его коллегами. В результате выпускники кафедры, имея комплексное представление о структуре и взаимосвязях в географической оболочке, могли на нетрадиционной основе решать разнообразные гидрологические и водохозяйственные задачи. Нужно отметить, что эта особенность и в настоящее время является «визитной карточкой» гидрологов, получающих образование на географических факультетах страны и, в частности, в МГУ.
Другая особенность развития кафедры в 1944-1962 гг. заключалась в ярко выраженной практической направленности обучения специалистов. Студенты, аспиранты и сотрудники кафедры участвовали в реализации крупных (строительство ГЭС) и локальных проектов (например, гидрологическое обоснование проекта создания набережной Москвы-реки). В послевоенное десятилетие знания гидрологов были востребованы не только для восстановления разрушенных гидротехнических сооружений, строительства новых объектов, но и для освоения транспортных, энергетических, водных и иных ресурсов рек, озер и водохранилищ. Соответствующая подготовка специалистов обеспечивалась опытом и умениями преподавателей кафедры. После ухода из жизни С.Д. Муравейского кафедру возглавлял (1950-1958 гг.) проф. Е.В. Близняк – человек с ярким талантом решения практических задач. Еще в 1912 г. он был награжден серебряной медалью Российского географического общества за воднотранспортное освоение Енисея, участвовал в изысканиях и проектировании Волго-Донского канала, подготовке ГОЭРЛО, создавал схему использования водно-энергетических ресурсов Енисея, Ангары и др. рек Сибири. И в годы руководства кафедрой он участвовал в решении крупных водохозяйственных задач страны. Поэтому ее студенты и сотрудники, например, участвовали в перекрытии ряда рек страны и строительстве ГЭС.
В 1961 г. на кафедру пришел Г. П. Калинин – выпускник и преподаватель, Харьковского гидрометеорологического института, сотрудник ГГИ, начальник отдела и замдиректора Центрального института прогнозов. Он заведовал кафедрой с 1962 по 1975 гг. Геннадий Павлович имел особую привязанность к точным наукам, что определило существенные изменения в учебном плане подготовке гидрологов, расширение физико-математического сектора их образования. В учебный процесс внедрялись статметоды исследования гидрологических процессов, достижения теории вероятности. Стохастические идеи в гидрологии стали доминирующими и в научной работе кафедры. Это было связано и с запросами практики, с решением разнообразных задач, в которых оказался необходимым учет вероятностных свойств гидрологических событий. В 1968 г. Г.П. Калинин опубликовал монографию «Глобальная гидрология», в которой впервые установил наличие согласованных изменений стока воды в разных регионах планеты, охарактеризовал закономерности глобального и внутриматерикового влагооборота, наметил пути развития гидрологической науки на многие десятилетия вперед. Эти и другие научные достижения Г.П. Калинина существенно повысили авторитет кафедры. Он создал лабораторию по изучению водохранилищ, лабораторию взаимодействия поверхностных и подземных вод. Первым начал разрабатывать проблемы космической гидрологии и палеогидрологии, получил важнейшие научные и методические результаты в теории гидрологических расчетов и прогнозов. За участие в работе по оценке величины и изменчивости возобновляемых водных ресурсов нашей планеты он, вместе с коллективом ученых ГГИ, стал лауреатом Госпремии СССР. При активном участии Г.П. Калинина создавался Институт водных проблем (ИВП) РАН, он остается единственным гидрологом по специальности, который был избран в члены-корреспонденты АН СССР. В настоящее время на кафедре продолжают работать 5 его учеников.
После 1975 г. в научной работе кафедры все большее внимание уделялось изучению детерминированных закономерностей гидрологических процессов. Этому способствовало появление на кафедре проф. В.Н. Михайлова – выпускника кафедры, крупнейшего специалиста в области устьевых процессов, и Р.С. Чалова – завлабораторией эрозии почв и русловых процессов факультета, крупного ученого в области русловедения. Кафедрой в тот период последовательно руководили В.Д. Быков (1974-1982 гг.) – крупный специалист в области теории речного стока и гидрометрии, В.Н. Михайлов (1982-1989 гг.), В.М. Евстигнеев (1989-1995 гг.) – ученик Г.П. Калинина, разносторонний ученый в области гидрологических расчетов и теории речного стока. В эти годы были получены важные научные, методические и практические результаты Красновидовской лабораторией по изучению водохранилищ под руководством профессора К.К. Эдельштейна – известного ученого в области гидрологии водохранилищ. При оценке изменчивости речного стока Бурятии, Дальнего Востока оказались востребованы научные исследования другого ученика Г.П. Калинина – д.г.н., проф. А.В. Христофорова, разработавшего теорию статистической неустойчивости гидрологических обобщений.
В начале 90-х гг. стартовал новый этап развития кафедры. Он совпал с радикальными политическими изменениями в жизни страны. Эти изменения проходили на фоне свертывания крупных и малых водохозяйственных планов, ожесточенной критики всех тех, кто занимался мелиорацией, гидротехническим строительством и т.п. Одновременно возникали задачи, которые раньше не ставились перед гидрологами: оценки ущербов и рисков от опасных гидрологических явлений, оптимизации водопользования в целях обеспечения экономически эффективной и экологически безопасной практики использования водных, энергетических, транспортных, биологических, сырьевых, рекреационных и др. ресурсов рек. Для решения этих задач не было апробированного «научного инструментария», поэтому требовалось разработать соответствующие разделы науки, методы решения оптимизационных задач, готовить кадры соответствующей специализации. Начиная с 1992–1993 гг., в качестве научного сотрудника и преподавателя, а с 1995 г. – в должности завкафедрой, этим много пришлось заниматься и мне.
Сейчас можно констатировать, что за эти годы сложилось гидроэкологическое направление в развитии кафедры. Предметной областью гидроэкологии является решение задач обеспечения гидрологических предпосылок для организации устойчивого развития освоенных территорий. Разработке теории, методологии этой науки, а также характеристике ее практического использования, посвящены две монографии «Проблемы гидрологии и гидроэкологии» (1999, 2004), подготовленные на кафедре. В связи с этим в научной и учебной работе кафедры произошли существенные изменения. Сотрудники кафедры активно решали задачи минимизации риска опасных гидрологических явлений в устьях Волги и Терека в условиях резкого повышения уровня Каспийского моря (ФЦП «Каспий»), в дельтах Дона и Кубани (ФЦП «Мировой океан»), оздоровления гидрологического состояния малых рек Волжского бассейна (ФЦП «Возрождение Волги», ФЦП «Экологическая безопасность России»). В 1995–2005 гг. кафедра выполнила ряд крупных научных проектов, связанных с оценкой вековой изменчивости стока и качества воды в бассейне Верхней Волги, обоснованием мер по предупреждению затопления местности в районе Великого Устюга, изучением геоэкологического состояния арктического побережья. Значительная часть этих исследований касалась не только чисто гидрологических проблем, но и была связана с решением гидроэкологических (социальных, экономических) проблем. Эти исследования нами проводились совместно с рядом отраслевых (РОСНИИВХ, Союзводпроект, Совинтервод, ГОИН и др.), академических институтов (ИВП РАН, ИГ РАН и др.), а также специализированных госучреждений (Мосводоканал, МосводоканалНИИпроект и др.).
Особенностью этого этапа развития гидрологии стал переход к более полному учету физико-географических условий водосборов, их хозяйственного освоения, разработке собственных и использование адаптированных программных комплексов для проведения гидрологических расчетов, прогнозирования опасных гидрологических явлений. Естественно, что все эти особенности нашли отражение в новом наполнении учебных планов подготовки гидрологов.
− Каким будет следующий этап развития гидрологии?
− Сказать трудно. Во многом ситуация будет зависеть от развития экономического кризиса в мире и, особенно, в нашей стране. Если он будет углубляться, то, по-видимому, существенных изменений в гидрологической и водохозяйственной практике не произойдет, поскольку предшествующий этап соответствовал не менее мощному экономическому кризису. Если кризисные явления будут быстро преодолены, то могут укрепиться тенденции, которые сложились после 2000 г. Смысл этих тенденций состоял в увеличении потребностей в гидрологических расчетах и прогнозах при возрастании проектов строительства газо- и нефтепроводов, железных дорог, мостов. Для эффективного решения задач их создания требовалось совершенствование существующих и разработка новых методов гидрологических расчетов, существенное обновление информационной основы подобных работ. В перспективе актуальность таких задач может усиливаться в связи с ожидаемым изменением климата. В новых климатических условиях увеличение (уменьшение) атмосферных осадков, повышение (понижение) температуры воздуха окажет мощное влияние не только на объемы воды в русловой сети территории и в подземных водоносных горизонтах, но также на изменение интенсивности и вероятности опасных гидрологических явлений (маловодья, затопление освоенной местности, размывы дна и берегов, ледовые явления, изменение качества воды и др.).
Эффективность гидрологических исследований во многом зависит от их информационного обеспечения. Из огромного количества водных объектов на территории нашей страны лишь малая доля изучена в гидрологическом отношении, на них работают пункты гидрометеорологического мониторинга. Природопользование же не может зависеть от этого фактора. Оно реализуется вне зависимости от степени изученности водного объекта. Например, любая железная, автомобильная дорога, трубопровод или линия электропередач пересекает множество малых, средних и крупных рек. Для всех этих рек надо определить гидрологические характеристики, необходимые для определения площади подмостового пролета, достаточной для пропуска экстремально большого расхода воды, заглубления трубопровода, высоты и места расположения опоры ЛЭП и т.п. Эти же данные необходимы для определения безопасных условий эксплуатации водного транспорта в период экстремально низких уровней воды, для оценки высоты расположения рабочих частей водозаборных устройств и выпусков сточных вод. Без этих данных невозможно оценить водные ресурсы реки и их изменчивость во времени. Реальная же ситуация такова, что развитие методов расчетов для неизученных водных объектов в значительной степени лимитирована недоступностью исходной гидрологической информации. Если до 1986 г. этой проблемы не существовало вследствие подготовки и публикации разнообразных справочников Водного кадастра специализированными подразделениями Гидрометеослужбы страны, то в последующие годы этот бесплатный источник информации утрачен. В результате многие проекты, особенно малобюджетные, разрабатываются без учета новейшей информации вследствие ее монопольной и высокой стоимости, отсутствия доступа не только к специализированной информации (измеренные расходы воды, измеренные расходы воды и наносов и т.п.), но и информации общего назначения (ежедневных расходов и уровней воды и др.). Поэтому многие специалисты вынуждены пользоваться картографическим обобщениями в области распределения гидрологических характеристик, которые выполнены на основе материалов наблюдений до 1975 г. Поскольку в 1976–1978 гг. на территории нашей страны наблюдался длительный период повышенного стока, то существует возможность больших погрешностей в определении гидрологических величин для неизученных рек по указанным выше картам. Эта проблема может показаться простой. Однако очевидные действия, связанные с применением антимонопольного законодательства в отношении структур, которые ограничивают допуск пользователей к гидрологической информации, а также с безусловным финансированием работ этих структур по накоплению, доведению до необходимых кондиций, публикации в открытой печати или размещению данных на соответствующих сайтах почему-то у нас не эффективны….
− Требуемой информацией, судя по всему, владеют госструктуры. Как они аргументируют не предоставление данных? Это же прямой путь к коррумпированности: информация становится товаром…
− Довод такой – данные, поступающие с сети наблюдений, не проверены, если их разместить в открытом доступе, то возможно снижение точности гидрологических расчетов. Довод не слишком сильный. Во-первых, все институты, ранее выполнявшие функции доведения натурной информации до требуемой кондиции, сохранились и в настоящее время, важно лишь финансировать их работу в необходимом объеме. Существующая недоступность информации является самым сильным тормозом гидрологической науки. Мы не можем выполнить новое обобщение гидрологической информации на территории России, исследование, в котором заинтересованы тысячи организаций и специалистов. На мой взгляд, нужна специальная федеральная целевая программа, направленная на подготовку гидрологических обобщений для характеристики пространственной и временной изменчивости среднего, максимального и минимального стока. Одновременно требуется создание специализированных информационных систем, программных комплексов для быстрого получения информации о состоянии водных объектов, выявления зон повышенной опасности гидрологических явлений и т.д. Эта работа начата, но носит явно недостаточный характер. На бассейновом уровне требуется реализация проектов, направленных на комплексное использование и охрану водных ресурсов, имеющих комплексный водохозяйственный характер.
В стране исключительно остра проблема перехода от полученных знаний к результатам. Мы умеем рождать сильные идеи, а придать им практический системный характер нам почему-то не удается (загадочный русский характер?). В свое время китайские специалисты переняли отечественный опыт бассейнового управления природопользованием. У них работают территориальные специализированные институты, например, Институт водного хозяйства бассейна реки Хуанхэ. Ни один проект в этом бассейне не реализуется без одобрения специалистов Института. Он же является организацией, ответственной за внедрение полученных научных результатов. У нас так не получается. Допустим, работу заказывает Федеральное агентство водных ресурсов. На Научно-техническом совете Росводресурсов результаты работ одобряются, а что дальше? Нет прозрачных механизмов внедрения этих результатов в водохозяйственную практику.
− Достаточно ли готовится гидрологов в России?
− Если говорить только о гидрологах и не учитывать коллег мелиораторов, гидротехников и других специалистов, работающих на нужды водохозяйственного комплекса России, то их выпускается мало. Если поделить площадь нашей страны на число выпускников единственного факультета и кафедр гидрологии суши, то в среднем на каждого молодого гидролога придется порядка 50 000 км2. Это соответствует площади водосбора крупной реки, где проблем гидрологического и водохозяйственного смысла очень много. Поэтому в стране существует явный дефицит специалистов этого профиля. Начиная с 2000 г. спрос на выпускников кафедры многократно превышает предложение. Особенно много предложений поступает от отраслевых институтов, получающих заказы под реализацию конкретных проектов строительства дорог, трубопроводов и т.п. Нужно сказать, что такие организации способны обеспечивать и приемлемый уровень оплаты труда гидрологов. Ежегодно до 70-80% выпускников кафедры работают и продолжают обучение в аспирантуре, что приятно радует. Недавнее проведение анкетирования среди выпускников факультета показало, что почти 100% выпускников кафедры хотят связать свою жизнь с полученной профессией. Этот, безусловно, позитивный результат связан не столько с кафедральным патриотизмом (которому мы рады), но и с реальной нехваткой специалистов в отраслевых и академических институтах, в различных водохозяйственных организациях, их стремлением и возможностью создания экономических условий для трудоустройства выпускников кафедры.
— Есть ли другие проблемы в подготовке специалистов?
— Мало, кто знает, что преподаватели и научные сотрудники университетов получают лишь зарплату. Другие необходимые условия организации учебного процесса (например, технические: наличие компьютеров, оргтехники, программных пакетов, расходных материалов, гидрометрических и геодезических приборов и плавсредств и др.) государство обеспечить забывает. Фактически, выполняя хоздоговора, работая по проектам РФФИ, сотрудники вынуждены покупать технические средства за свои деньги, которые были бы не лишними в их семейных бюджетах. В стране обсуждаются сложные планы, но организовать простое дело снабжения своих детей-студентов всем необходимым – задача, видимо, непосильная. Как же нам обеспечивать учебные практики, на каком оборудовании обучать студентов? Это очень болезненный вопрос, который часто стыдливо умалчивается, неудобно …. Даже приобретая на собственные деньги оборудование, мы должны платить за него целый ряд налогов?! Например, вузы их могут приобретать (при стоимости оборудования более 10 тыс. руб.) только из имеющейся у них прибыли (?), заплатив государству налог на прибыль 24%! Таким образом, не создав необходимых условий для технического обеспечения учебного процесса, государство «наказывает» вузы за их попытку как-то решить задачу подготовки специалистов для государства. Вот такие бывают извилины в экономической сфере образования.
Спасибо выпускникам кафедры. В сложные годы они неоднократно помогали нам оснащаться компьютерами, приобретать лодки, моторы, организовать базу проведения учебной гидрометрической практики для студентов 2 курса на Оке, сохранить базу лимнологической практики на Можайском водохранилище.
− Почувствовала ли ваша кафедра нынешний социально-экономический спад?
− Последствия экономического кризиса ощущаем и мы. До конца прошлого года непрерывно возрастало число предложений по выполнению гидрологических работ на хоздоговорных условиях. От некоторых работ приходилось отказываться, поскольку не хватало рук и времени. Начало этого года дает основание для опасений по поводу спроса на услуги гидрологов. Радикально ситуация, тем не менее, пока не изменилась, поскольку пик активности заказчиков наших профессиональных знаний и умений обычно приходится на вторую половину года.
− 22 марта отмечается Всемирный день воды. Что бы Вы пожелали своим коллегам в первую очередь?
− Я много говорил о проблемах науки и подготовки гидрологов. Наверное, нужно вспомнить, что все эти годы гидрологи географического факультета МГУ работали бок о бок с сотнями специалистов из других родственных учреждений, организаций и институтов. Мы вместе решали задачи оценки водных ресурсов, их изменчивости, рационального использования, в своей работе всегда учитывали, что вода – чудесный животворящий подарок природы, а с другой стороны, вода может создавать гигантские проблемы для населения и хозяйства. Мне хочется поблагодарить всех партнеров за желание сотрудничать в благородном деле изучения и решения гидрологических и водохозяйственных проблем малых и больших территорий, водных объектов. Хочу пожелать им быть постоянно востребованными, поскольку, получив соответствующее образование и знания, не иметь работы – ситуация, мягко говоря, неправильная. В праздничный день пожелаю своим коллегам обходиться без кадровых и финансовых проблем. Стабильность в этом отношении – гарантия прогресса гидрологической и водохозяйственной науки и практики.