"Загадка эдиакарских организмов"

Вид издания:  Научно-популярное издание

Автор(ы):  Бурзин М.Б., Бронников А.А., Гражданкин Д.В.

Год издания:  1998

Файл с текстомСкачать (151.84 Kb)

В 1947 г. вышла первая статья R.C. Sprigg о находках в кварцитах Паунд в районе хребта Флиндерс близ Эдиакары, штат Южная Австралия, необычных ископаемых остатков организмов, позднее получивших название "Эдиакарская фауна". Это полувековой давности открытие имело особое значение для наук о Земле благодаря тому, что находки происходили из заведомо докембрийских отложений. В те годы докембрий считался палеонтологически немым, так как был охарактеризован лишь плохо изученными и мало понятными тогда строматолитами и сомнительными находками. Благодаря открытию R.C. Sprigg было обращено серьезное внимание и понята большая важность аналогичных ископаемых, известных еще до Второй мировой войны, в том числе и из юго-западной части Русской платформы. Окаменелости из Эдиакары стимулировали широкие поиски подобных ископаемых по всему миру, а эдиакарская фауна позволила Б.С. Соколову в 1985 г. обосновать выделение новой геологической системы в докембрии - вендской системы.

Главной особенностью эдиакарских окаменелостей является то, что это не скелеты - раковины, домики, панцири, кости, хитиновые, целлюлозные или пектиновые покровы или отдельные внутренние или внешние структуры, либо следы жизнедеятельности в виде измененных текстур осадка, то есть все то, что было известно из фанерозойской ископаемой летописи. Эдиакарские окаменелости - это отпечатки и слепки на поверхностях напластования и внутри слоев осадочных пород мягкотелых существ, не имевших не только твердых скелетов, но и каких-либо способных фоссилизироваться органических покровов или внутренних структур. Но что это были за существа? Как могли сохраниться остатки мягкотелых организмов в плотных зернистых породах, часто в кварцитах? Как могли образоваться высокорельефные отпечатки и даже трехмерные слепки, и почему они не были деформированы при литификации осадка? Какой образ жизни вели эти существа и в каких условиях они обитали? Почему эдиакарские организмы существовали в геологической истории короткое время и никак не связаны преемственностью с последующей раннекембрийской фауной? До самого последнего времени разгадать эти загадки эдиакарской фауны не удавалось, либо ответы были неубедительными. Начавшиеся в последние годы детальные исследования эдиакарских и других ископаемых остатков из разрезов верхнего венда Архангельской обл. (север России) проливают свет на этих загадочных организмов и позволяют дать обоснованные ответы.